Сопутствующие аудиту услуги

В связи с планомерным переходом России от государственного регулирования экономики к рыночным отношениям, постоянным возникновением новых негосударственных структур, в том числе акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, частных и акционерных банков, страховых организаций и других финансовых институтов, в основе которых лежит частный капитал, в России объективно возникла необходимость создания института аудиторской деятельности.

Вопрос о необходимости аудита в России возник с началом рыночных преобразований. После ряда попыток подготовить и принять в установленном порядке закон об аудите в конце 1993 года появились Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Временные правила определяли в качестве цели аудиторской деятельности установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Очень долго оставался открытым вопрос о том, какие предприятия должны подлежать обязательному аудиту ежегодно. Ясность была внесена Постановлением Правительства Р.Ф. Согласно этому Постановлению обязательному аудиту подлежат любые предприятия с иностранными инвестициями, любые кредитные организации и биржи, предприятия, которые достигли определенного объема выручки или суммы активов баланса, а так же открытые акционерные общества независимо от числа их акционеров и размера уставного капитала.

Большая часть российских аудиторских фирм поддержала создание отечественных стандартов и начала их применять. Но отсутствие закона об аудите или другого нормативного акта, в котором бы рассматривался порядок подготовки и утверждения стандартов аудита, ставили под сомнение некоторые аудиторские организации следовать этим стандартам. Определенная ясность была внесена Постановлением Правительства Р.Ф. о лицензировании аудиторской деятельности. Где указывается, что критерием качества аудиторских проверок является соответствие их стандартам аудита, подробнее.

В настоящее время становлению целого направления предпринимательства - аудита, как и всему новому, свойственны определенные болезни роста, порожденные, как отсутствием достаточного количества специалистов в данной области, так и весьма расплывчатым и неоконченным законодательным регулированием аудиторской деятельности. Хотя упоминания об аудиторских проверках (в том числе и обязательных) весьма часто встречаются в текстах различных документов, непосредственно регулированию деятельности аудиторских компаний и независимых аудиторов посвящено всего несколько нормативных актов.

Целью этого правила (стандарта) является установление видов, правил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские организации, кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности".

К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм.

В последнее время спрос на данный вид услуг значительно возрос. Это связано с тем, что предприятия, хозяйствующие уже достаточное время в новых экономических условиях ( предприятия, проработавшие 2-3 года с момента своего создания, и старые, бывшие государственные предприятия), желают разобраться в своем финансовом состоянии, наметить пути выхода из кризиса, определить какой вид продукции приносит наибольший доход или убыток.

Проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтерского персонала предприятий предусматривает проведение курсов лекций, практических занятий специалистами аудиторских фирм. Для этих целей аудиторскими фирмами, как правило, так же привлекаются ведущие специалисты налоговой службы, Министерства финансов Российской Федерации, преподаватели и сотрудники ведущих учебных заведений.

Этот вид услуг выполняется обычно более крупными аудиторскими фирмами, имеющими коллективы авторов для разработки методической , учебной и популярной литературы по заданной тематике и полиграфическую базу.

      Поиск
      Разделы