Экономика «государственного социализма»

5-процентного кредита за счет покупателя, который он обязан погасить в 60-дневный срок. После истечения этого срока кредитование продолжается с повышенным процентом.

Принятие постановления о новой реформе в 1979 г. не было случайным. После подготовительной реформы, на которую отводилось 2 года, с 11-й пятилетки все народное хозяйство должно было работать по-новому. Но эта реформа оказалась нереализованной. Господство затратной системы управления продолжалось, что приводило к дальнейшему ухудшению и обострению социально-экономической ситуации. Среднегодовой объем произведенной продукции в стране (в натуральном выражении) за 1979–1982 гг. оказался на 40 % ниже по сравнению с 1978 г. Дополнительные поставки на экспорт энергоносителей и сырья не позволяли уже погашать «черные дыры» бюджета.

В 1982 г. с приходом к власти Ю.В. Андропова был взят курс на усиление командных методов управления путем проведения мероприятий по наведению порядка и дисциплины. Однако административные методы помогали достижению только временного успеха, но не способствовали устойчивому экономическому росту.

В 1982 г. по инициативе секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству М.С. Горбачева была принята очередная амбициозная «Продовольственная программа». Намечалось, что среднегодовой сбор зерна возрастет в 1981–1985 гг. до 238–243 млн. т, но в действительности он составил всего 180 млн. т, что оказалось на 25 % ниже, чем в среднем за годы десятой пятилетки.

Неспособность сельского хозяйства прокормить население своей страны указывала не только на внутренние пороки советской системы, но и на общую социально-экономическую отсталость. Так, в 70 гг. в сельском хозяйстве США было занято 2,5–3 % самодеятельного населения, а в СССР – 25 %. При этом производительность труда в аграрном секторе США была в 4–5 раз выше, чем в СССР. В октябре 1984 г. была предложена грандиозная программа мелиорации: орошение и осушение миллионов гектаров земли, строительство каналов, переброска рек. Однако и эта программа оказалась невыполненной.

Страна и существующая в ней командно-административная система вступили в период глубокого кризиса. Характерно, что, чувствуя полную неэффективность и бесперспективность плановой, распределительной экономики, руководство Советского Союза ставило вопрос лишь о частичном, дозированном и под его неусыпным контролем введении некоторых элементов рыночной экономики. Так, в первой половине 80-х гг. были приняты новые правила в практике хозяйственного развития. Они включали усиление банковского контроля над финансами, более реалистичную процентную ставку, акцент на использование банковского кредита вместо бюджетных субсидий, расширение прав местных органов власти в отношении использования земли, защиты окружающей среды, строительных работ, трудовых ресурсов, производства потребительских товаров. Но экономическое содержание этих реформ носило не только половинчатый, а скорее косметический характер. Весь аппарат административно-командной системы был сохранен, и он активно сопротивлялся даже слабым попыткам разрушения системы «государственного социализма».

Таким образом, история экономического развития СССР свидетельствует о сохранении решающей роли государства. Характер К-циклов XX остается экзогенным, а циклические колебания имеют внеэкономические причины.

Тесты по теме

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12

Поиск
Разделы