Экономическое программирование в странах Евросоюза

Со временем прогнозирование дополняется составлением краткосрочных программ с ограниченными целями. Обычно эти программы основываются на использовании косвенных методов стимулирования или ограничения рыночной конъюнктуры (политика в области кредита, налоговая политика, и в частности режим амортизационных отчислений, регулирование цен, заработной платы и т. д.). Такой тип планирования получил название конъюнктурного программирования.

В настоящее время он распространен во многих западноевропейских странах, в частности в Нидерландах.

Относительная узость целевых функций и недостаточная эффективность конъюнктурного типа программирования заставили некоторые страны перейти к более широкому и активному планированию – структурному программированию.

Его центральная идея – «гармонизированный рост», который обеспечивается созданием так называемой согласованной экономики. Структурное программирование носит, как правило, среднесрочный характер. Сочетая текущее регулирование экономики с установлением общеэкономических и отраслевых пропорций, оно использует не только косвенные методы воздействия на рыночную конъюнктуру, но и возможности прямого субсидирования частных компаний. Механизм такого программирования позволяет перераспределять финансово-экономические ресурсы нации. Структурное программирование получило наибольшее распространение в Италии, Франции и Германии.

В Италии

после окончания Второй мировой войны сложилась новая форма государственного вмешательства в экономику – общенациональное экономическое программирование. С его помощью попытались свести воедино все формы и направления государственного участия в хозяйственной жизни страны. Общенациональное программирование использовало богатый опыт реализации частичных, т. е. отраслевых, и региональных программ.

При составлении первого общенационального экономического плана (1955–1964) особое внимание было уделено решению проблемы занятости, а также сокращению разрыва между уровнями экономического развития северных и южных областей Италии. Но результаты осуществления этого плана были подвергнуты серьезной критике, что побудило правительство пересмотреть некоторые его основополагающие принципы.

В разрабатываемых новых долгосрочных программах ориентировочные направления и контрольные показатели были более связаны с источниками финансирования и различными государственными экономическими мероприятиями. Так появились «программа Пьеррачини», «доклад Сарачено», «план Джолитти», каждый из которых, хотя и не носил обязательного характера, предусматривал расширение участия государства в экономике страны.

Одной из характерных особенностей экономики Италии является резкое различие между развитыми северными и отсталыми южными регионами страны. Проблема «Север – Юг» возникла еще до создания единого итальянского государства. В XX в. разрыв между регионами по уровню экономического развития продолжал углубляться. Негативное влияние на состояние экономики Юга оказала Вторая мировая война. В середине XX в. экономические различия приняли столь острый характер, что превратились в одну из главных проблем Италии. В это время Юг обеспечивал только 25 % ВВП, доход на душу населения был вдвое ниже, чем на Севере, более 60 % безработных страны проживало на Юге. Южным областям отводилась роль своеобразной внутренней колонии, поставлявшей Северу рабочую силу. Юг страны являлся также рынком сбыта товаров, произведенных в северных районах.

В последние десятилетия XX в. проблема Юга стала одной из центральных во всех программах экономического развития Италии, в частности в «плане Ванони», специально посвященном проблеме Юга. С одной стороны, в развитие южных областей были вложены немалые средства: построены металлургический комбинат, несколько нефтехимических предприятий, атомные электростанции, что увеличило число рабочих мест. Все это способствовало развитию экономики, но далеко не в тех масштабах, которые предполагались изначально. С другой стороны, государственное вмешательство в развитие промышленности усилило неоднородность социальной и экономической структуры Юга. Теперь с районами, по уровню развития не уступающими Северу, соседствовали районы, где процесс упадка охватил все стороны жизни. В результате разрыв в экономическом развитии Севера и Юга страны продолжает расти, а углубление европейской интеграции может увеличить его еще больше.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Поиск
Разделы