Экономическое программирование в странах Евросоюза

Бесспорно, программирование как средство получения информации (своеобразный справочник о состоянии национального рынка), как экономический прогноз (определение перспектив развития экономики), как инструмент координации (увязывание различных сторон экономики страны, достижение большего равновесия, в том числе в социальных отношениях) заслуживает дальнейшего совершенствования.

Но поворот в экономической политике, связанный с неолиберальной революцией, приводит к изменению характера программирования. Меняются его методы, сокращается набор количественных показателей, ослабляются механизмы микроэкономического регулирования.

Немногие государства в XX в. пережили столько судьбоносных перемен, сколько Германия:

монархия и республика, тоталитарный национал-социализм и социализм марксистско-ленинский, два военно-политических краха и оккупация, отторжение больших территорий и раздел страны, объединение страны и демократические реформы, разрушительный кризис и «экономическое чудо», «дранг нах Остен» и интеграция в Евросоюз.

Все эти события наложили отпечаток на систему государственной экономической деятельности. «Огосударствление» предприятий способствовало росту регулирующих функций правительства. В сложном хозяйственном механизме Германии государственное регулирование экономической жизни играло особенно большую роль.

Кардинальный перелом в хозяйственно-политическом развитии страны произошел в результате выбора экономической модели – социального рыночного хозяйства. Страна в значительной степени порвала с прусским менталитетом в экономической политике. В этом успехе – немалый вклад Л. Эрхарда и других «духовных отцов» системы социального рыночного хозяйства (В. Ойкен, В. Рёнке, А. Мюллер-Армак).

В последние десятилетия XX в. в Германии появилось немало сторонников новой концепции регулирования экономики. Они предлагают правительству улучшить экономическую политику, взяв все ценное из опыта Франции, т. е. ратуют за усиление государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Основы новой политики были изложены в «Законе о содействии стабильности и экономическому росту», принятом в 19б7 г. В нем говорится, что денежно-кредитная политика должна дополняться активным использованием государственной бюджетной и налоговой политики.

С введением нового закона резко усилилась активность разветвленной и многоступенчатой системы союзов предпринимателей, созданных по отраслевому, региональному и функциональному принципам. Цели этих союзов – координация деятельности предпринимателей в соответствующих отраслях, регионах или в общенациональном масштабе (зачастую такие союзы выполняли функции отраслевых картелей), выработка концепций внутренней и внешней экономической политики. После введения в конце 60-х годов XX в. «Закона о согласованном действии» представители работодателей, профсоюзов и государства должны были увязывать изменение заработной платы и доходов с общеэкономическими установками. Для упорядочивания развития хозяйства было введено среднесрочное (на 5 лет) финансовое (т. е. бюджетное) планирование. Оно опиралось на общеэкономические разработки, представлявшие собой прогнозы основных экономических показателей.

Предпринимаемые меры входили в систему политики, которая получила название «глобальное регулирование». Новую политику предлагалось проводить под лозунгом: «Конкуренция – насколько возможно, планирование – насколько необходимо». Конкретными направлениями этой политики стали регулирование экономического цикла, стимулирование накопления капитала и особенно регулирование социальных отношений. В последующий период среднесрочное финансовое планирование оказалось более эффективным, чем глобальное регулирование, поэтому оно применяется до сих пор.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Поиск
Разделы