Достижения и противоречия в развитии социальной сферы

2) люди, вообще не имеющие доходов и получающие так называемую социальную зарплату. Социальная зарплата должна обеспечивать жизненно необходимые расходы на питание, одежду, предметы гигиены и домашнего обихода, а также расходы на удовлетворение персональных потребностей и участие в культурной жизни. На все эти нужды человек старше 18 лет ежемесячно получает 286,63 евро. Дополнительно он получает деньги на каждого ребенка до 6 лет – 143,42 евро; 7 – 13 лет – 186,44 евро; 14–17 лет – 258,63 евро.

Подавляющее большинство населения Германии – квартиросъемщики. Тот, кто получает социальную помощь, может снять лишь ту квартиру, которая ему доступна по цене. Крупные предприятия предоставляют своим сотрудникам квартиры из собственного жилого фонда. В стране действуют такие нормы оплаты социального жилья: 45 м2– на главу семьи, по 10–15 м2 – на каждого взрослого члена семьи и по 10 м2 – на каждого ребенка. Если со временем стоимость квартиры, соответствовавшая нормам в момент заселения, становится слишком высокой, то и тогда социальные службы обязаны продолжать оплачивать жилье.

По данным немецкой статистики, 80 % граждан планируют купить собственный дом или квартиру. Однако средствами на такую покупку располагают лишь 3 % жителей, а остальным приходится оформлять кредит, который предоставляют специализированные ипотечные банки – строительные сберкассы. Будущий покупатель заключает договор на необходимую сумму и начинает регулярно переводить взносы в банк. Накопив на своем счете 40–45 % необходимой суммы, он получает от банка всю зафиксированную в договоре сумму денег как кредит, оформляемый в виде долгосрочного займа под небольшой процент (не выше 5 %). Государство всячески поощряет заключение таких договоров: оно уменьшает подоходный налог с суммы денег, затраченной на уплату взносов, и на 4–5 лет освобождает владельцев нового жилья от уплаты части налогов.

Несмотря на принимаемые меры, социальная политика германского государства подвергается критике и внутри страны, и за ее пределами. Вызывает несогласие уровень налогообложения – до 65 % нераспределенной прибыли (в Великобритании – 45 %, в США – около 32 %).

Все больше жителей Германии ратуют за либерализацию экономики и реструктуризацию социальной сферы. Однако эти требования наталкиваются на сопротивление части населения и поддерживаются далеко не всеми представителями бизнеса, государственной администрации и тем более профсоюзными активистами. Правительство, понимая, что, несмотря на растущий бюджетный дефицит, сокращение расходов в социальной сфере является «плохим политическим решением», тем не менее в 2004 г приняло закон (должен вступить в силу в 2006 г) о сокращении пособия по безработице на 20%.

Во Франции

общий уровень развития социальной системы один из самых высоких в мире. Различные социальные выплаты составляют примерно треть номинальной заработной платы наемного работника. В 1992 г выплаты по социальному обеспечению достигали 22,4 % ВВП Франции, из них 9,5 % приходилось на пенсии и другие формы помощи престарелым, 8,5 % – на укрепление здоровья граждан, по 2,3 % – на семейные пособия и пособия по безработице.

«Пенсионное дело – это одно из великих достижений XX в, результат акта солидарности между различными поколениями людей». В настоящее время во Франции около 11 млн пенсионеров Право на получение пенсии (с 1981 г – в госсекторе и с 1983 г – в частном секторе) предоставлено мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии непрерывного производственного стажа в течение 37 лет. В последние годы, в связи с ростом безработицы, появилась категория лиц, которым пенсия назначается досрочно. Однако до достижения установленного законом пенсионного возраста она выплачивается такому пенсионеру в уменьшенном размере.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Поиск
Разделы