Достижения и противоречия в развитии социальной сферы

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в течение 90-х годов XX в. объемы безработицы во Франции устойчиво превышали показатели других крупных стран, а также средний уровень безработицы в странах Евросоюза и ОЭСР. Например, в 1994 г. количество полностью безработных в основных развитых странах мира составляло:

Особенно важное значение имеет продолжительность безработицы: например, в 1995

Особенно важное значение имеет продолжительность безработицы: например, в 1995 г. безработный не мог получить работу в среднем в течение 397 дней, у более чем 38 % общего числа безработных этот срок был еще бóльшим.

Правительство стремится облегчить положение безработных. В стране действует Национальное агентство по проблемам занятости. В 1994 г. через 750 территориальных отделений агентства прошло 1,6 млн заявок на работу. Существует и ряд других организаций, занимающихся трудоустройством безработных, переквалификацией специалистов, созданием новых рабочих мест, стимулированием перемещения работников из одних районов в другие, где возможно найти работу.

Пособия по безработице имеют две основные формы: страховую, предоставляемую через фонд Национального межпрофессионального союза для обеспечения занятости в промышленности и торговле, формируемого за счет взносов рабочих (2,07 % месячной зарплаты) и предпринимателей (3,63 % месячного фонда зарплаты), и государственную – в виде специального «пособия солидарности». Максимальный размер страхового пособия вначале составляет 57,4 % суммы последней заработной платы, в дальнейшем каждые 4 месяца он снижается. Пособие выплачивается максимум в течение 27 месяцев. «Пособие солидарности» может быть предоставлено в течение б месяцев после истечения срока выплаты страхового пособия.

Общий объем прямых и косвенных затрат на решение проблемы безработицы и оказание помощи безработным в 1994 г. составил почти 300 млрд франков. Франция тратит очень много средств на обеспечение занятости населения, но ей не удается достичь желаемых результатов.

Безработица, ухудшая условия жизни, рождает у людей неуверенность в будущем, она же и источник новых форм бедности, стимулятор процесса маргинализации части населения. В связи с тем что во Франции число людей, потерявших жилье и утративших определенное место в обществе, постоянно росло, в 1998 г. был принят «Закон о необходимом минимальном доходе лиц, включенных в специальный перечень». Такой уровень дохода характеризуется как показатель «чрезвычайной бедности». Он дает право на получение пособия с целью «социального и профессионального включения» бедного человека в жизнь общества.

Национальная комиссия, изучавшая действенность Закона, отмечала, с одной стороны, рост количества получателей пособия (с 300 тыс. человек в 1989 г. до 940 тыс. человек в 1994 г.), с другой – низкую эффективность Закона: он не охватывал всех нуждающихся, а размеры пособия оказались недостаточными для решения поставленных задач. В то же время, не являясь основным средством преодоления крайней бедности части населения, закон о минимальном доходе способствовал определенному улучшению положения части французских граждан.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Поиск
Разделы