Постиндустриальная хозяйственная система

Трансформацию индустриальной экономики (она сменила в XIX в. господствовавшую в течение многих веков аграрную систему) в постиндустриальную, или экономику услуг, считают важнейшей закономерностью экономического развития Западной Европы в конце XX – начале XXI в. Этот процесс имеет объективный характер. В его основе лежит поступательное движение производительных сил, результаты которого конкретизируются в постоянном возрастании производительности труда и других факторов производства.

Формирование современной постиндустриальной модели экономики происходит за счет структурной революции, т. е. фундаментального перераспределения между первичным (аграрный), вторичным (промышленный) и третичным (услуги) секторами экономики, а также за счет изменений внутри каждого из перечисленных секторов.

В последние годы в мире произошла терциарная революция, т. е. во всех развитых странах сектор услуг превратился в ведущую составную часть экономики. Вклад сферы услуг в экономический рост стал превосходить вклад промышленности. Сегодня в развитых странах мира в сфере услуг сосредоточено более 60 % всего работающего населения Предприятия сферы услуг обеспечивают значительную часть мирового ВВП – около 70 %.

Если в 70-е годы XX в показатели среднегодовых темпов роста совокупности отраслей сферы услуг превосходили показатели сельского хозяйства примерно в 2 раза, а промышленности – в 1,5 раза, то в конце XX в эти темпы увеличились соответственно в 2,5 и 3,5 раза.

Другой показатель – рост абсолютных размеров занятости. Он не только компенсировал сокращение числа трудящихся в сельском хозяйстве и промышленности, но и обеспечил общий рост количества работающих. Считается, что примерно 40 % уволенных по тем или иным причинам из традиционных отраслей хозяйства были поглощены предприятиями сферы услуг.

Основным элементом постиндустриальной экономической модели можно также считать информативную революцию, суть которой состоит в огромном росте информатизации всей жизни общества. Информация превращается в важнейший вид ресурсов, используемых людьми, поэтому современное общество нередко называют информационным. Выявлены не только высокая степень корреляции показателей экономического роста и уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и тенденция к усилению роли ИКТ как средства экономического роста – даже условия этого роста. Более того, говорят о решающей роли «телематики», т е совокупности средств производства, передачи и использования информации, о формировании информационного сектора (его называют четвертичным). Показателями этого процесса служат широкая компьютеризация экономики и быта, глобализация систем связи и сам факт возникновения информационного сообщества.

Увеличение роли услуг во всем их разнообразии тесно связано с технико-технологической революцией Связь между ними имеет двусторонний характер. С одной стороны, развитие техники и передовых технологий служит материальной основой роста третичного сектора экономики – сферы услуг. Без радикального увеличения общей производительности труда, чему содействует технико-технологическая революция, такая ситуация, когда стоимость услуг превышает стоимость промышленного продукта, была бы просто невозможна.

Но с другой стороны, сам рост сектора услуг является мощным средством дальнейшего увеличения производительности труда, повышения эффективности экономики. В результате снижаются затраты на все элементы производства, повышается квалификация рабочей силы, что способствует улучшению качества продукции и увеличению объемов ее производства (в результате развития здравоохранения уменьшаются потери, связанные с болезнями работников). Сфера услуг становится ведущей силой развития современной экономики.

В исследованиях, посвященных характеристике отношений между материальным производством и сферой услуг, возникло специальное понятие «servuction» (сервюксьон), которое объединило понятия «service» (услуги) и «production» (производство). Специалисты говорят о возникшей в результате терциарной революции «экономике сервюксьон» (буквально – экономика услугопроизводства).

Отныне сфера услуг – центральный сектор экономики. Но при этом сектор услуг оказывается тесно связан с промышленным сектором. Услуги становятся составной частью производственного процесса не только как сфера потребления промежуточных благ, но и как сектор, где осуществляются инвестиции, имеющие огромное значение для развития экономики.

Терциаризация предполагает возникновение новых социальных отношений, в частности между производителем и потребителем. Возрастает значение функций распределения и учета требований потребителей. Когда потребители превращаются в соучастников производственного процесса, становится все труднее отделить продукт от услуги.

Необходимо подчеркнуть исторический характер происходящих изменений в экономике. На протяжении длительного периода повышение эффективности товарного производства способствовало устойчивому перетеканию ресурсов из аграрного сектора экономики в индустриальный. Многосторонний прогресс в первичном и вторичном секторах послужил, в свою очередь, мощным источником развития третичного сектора экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3

Поиск
Разделы