Постиндустриальная хозяйственная система

Не менее важная причина развития постиндустриальной экономики – существенные преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, дифференциация материального положения людей, рост их жизненного уровня и социальной активности, а также совершенствование самого человека вследствие повышения его образовательного и культурного уровня последовательно расширяли потребности населения.

К концу XX в совокупное действие этих и других причин существенно изменило основные пропорции хозяйства, что означало формирование постиндустриальной экономики. Главными ее признаками являются:

• радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражающееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте,

• развитие сектора услуг и информации,

• изменение мотивов и характера человеческой деятельности,

• появление нового типа ресурсов, вовлекаемых в производство,

• существенная модификация всей социальной структуры.

Развернутое определение постиндустриального общества дал американский ученый Д. Белл: «Это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений во все большей степени зависит от творческого знания. Постиндустриальное общество предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов».

По проблемам развития постиндустриального общества ведутся научные дискуссии. Так, в работах ряда российских ученых постиндустриализм объявляется уже пройденным этапом, который сменился постэкономическим обществом. Характерной чертой этого общества является изменение ценностных ориентиров человека, когда главным мотивом его деятельности становится совершенствование своего личностного потенциала.

Становление «экономики услуг» – универсальный процесс, свойственный всем странам, но реализуется он в каждой из них по мере осознания внутренних предпосылок, что прямо зависит от уровня экономического развития государства. В экономически слабо развитых странах хозяйственная деятельность и сегодня сводится преимущественно к производству «вещной» продукции.

А чем выше уровень развития хозяйства, производительности труда, тем больше в структуре экономики роль трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных видов продукции, выражаемых в форме услуги.

Анализ современной мировой экономики показывает глубокую диспропорцию размещения продукции отраслей услуг. В начале XXI в. 80 % мирового ВВП, произведенного в сфере услуг, приходится на страны с высоким уровнем дохода на душу населения. И еще выше в этих странах степень концентрации производства высокотехнологичных, наукоемких видов услуг.

Определенная дифференциация существует и среди развитых стран. В 2000 г. доля работников, занятых в сфере услуг, составляла:

Важная закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается

Важная закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства. И от степени интеграции этого вида деятельности во многом зависит эффективность современного хозяйства. Взаимодействие различных видов деятельности особенно возрастает в медиабизнесе, издательском деле – в отраслях информационно-коммуникационного комплекса.

Сегодня услуги стали важной составляющей образа жизни человека. В составе потребительских расходов населения доля услуг возрастает особенно быстро. В странах Западной Европы в 1950–2000 гг. доля затрат на услуги выросла в 1,5 раза, в том числе на здравоохранение – в 3 раза, на образование – в 5 раз. Увеличивается спрос на услуги высокого класса.

Еще более динамично растут потребности на услуги со стороны производства. Во всех отраслях расходы на услуги стали важной статьей общих финансовых издержек. Традиционные виды затрат на сырье, материалы и т. п. дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерное обеспечение, консалтинг разного профиля, страхование и т. д.

Важнейшую роль в росте значения услуг играют процесс урбанизации, структурно-технологическая перестройка производства, «автомобильный бум» и, конечно, научно-технический прогресс. В то же время развитие ряда секторов сферы услуг порождает и негативные явления. В конце XX в., характеризуя бурный рост финансового и страхового секторов, специалисты из стран Западной Европы отмечали, что «виртуальная экономика празднует победу над реальной».

Первоначально виртуальным (от лат. virtualis – возможный) называли такой объект, который еще не является чем-то вполне определенным, но при наличии известных условий способен возникнуть. Это понятие появилось в физике, в квантовой теории. А с середины 90-х годов XX в. понятия «виртуальный», «виртуализация» все чаще стали использовать при характеристике современной экономики. Под виртуализацией

Перейти на страницу: 1 2 3

Поиск
Разделы