Новая экономика

В Германии

и Великобритании

только за два последних десятилетия XX в. число студентов выросло вдвое. Но при этом в Великобритании реальные расходы на одного студента сократились почти на 40 %. Сегодня год учебы для британского студента стоит примерно 1800 долл. – это самая высокая плата за высшее образование в Западной Европе. Если правительство продолжит выполнять свои планы, то уже с 2006 г. студентам придется платить по 5200 долл. в год.

Наряду со старейшими университетами Италии, Франции и Великобритании в Европе работают и новые учебные заведения: Рурский университет в Бохоме и др. Возникли и целые «комбинаты образования» – в университете Ла Саппенца в Риме учится 190 тыс. студентов, в Мюнхенском университете – 65 тыс., а в 13 университетах парижской Сорбонны – 350 тыс. студентов.

По данным ОЭСР, во всех развитых странах возрастают расходы на образование. В конце XX в. они достигли 1 трлн долл. в год. Функционируют 320 тыс. общеобразовательных учреждений, в том числе 5000 университетов и высших школ. В вузах работают 4 млн преподавателей и обучаются 80 млн студентов.

Необходимым условием нормальной работы учреждений образования, повышения их экономической и социальной роли стало систематическое обновление материально-технической базы учебных заведений. Первыми на этот путь вступили США, а через 5–7 лет и европейские страны. В настоящее время объемы и темпы роста инвестиций в сферу образования во всех развитых странах примерно одинаковы.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

По расходам на научные исследования и конструкторские разработки страны Евросоюза пока уступают США, но европейцы стремятся усилить свои позиции в этих сферах. Одним из ярких показателей происходящих изменений является активизация такой формы интеграции науки и производства, как создание технополисов. Действуют научно-промышленные парки и комплексы (типа биотехнологического и электронного) вокруг Кембриджа (в последние годы здесь возникло более 200 новых компаний и фирм), комплекс «Sophie-Antipolice» около Ниццы, «Isarvalley» около Мюнхена (назван по аналогии с «Silicon Valley» – «Силиконовой долиной» в Калифорнии). Научно-промышленные парки способствуют развитию новейших отраслей и высоких технологий.

Научно-технический прогресс в сфере услуг опирается на растущую концентрацию инвестиционных ресурсов. К концу XX в. капиталовложения в информационные технологии и телекоммуникационные услуги в странах Западной Европы увеличились в среднем до 50 % общего объема инвестиций в экономику. Благодаря этому наращивается парк технических средств, оборудования, в первую очередь электронного, компьютерного и телекоммуникационного. Радикально преображаются и материальная база, и характер операций в финансовой сфере, деловых услугах, медицине, связи, торговле, на транспорте. Современные предприятия и учреждения сферы услуг несравнимы с их аналогами 40-летней давности не только по уровню техники и технологий, но и по комфорту, эстетическим характеристикам зданий, помещений и сооружений.

В последний период в странах Евросоюза появляются новые направления бизнеса. Речь идет о рынке квот на вредные промышленные выбросы в атмосферу. По подсчетам специалистов Евростата, объем этого рынка к началу 2006 г. должен был составить 58 млрд долл. В странах ЕС банки и биржи готовятся обслуживать 12 тыс. промышленных объектов. Согласно Киотскому протоколу, вступившему в силу 16 февраля 2005 г., в марте 2006 г. руководство энергоемких отраслей и государственных компаний стран ЕС должно будет отчитаться перед властями об объемах выбросов углекислого газа за предыдущий год, чтобы получить право на работу в следующем году. Чтобы облегчить европейским предпринимателям выполнение требований Киотского протокола, ЕС принял специальную программу.

Европейцы активно участвуют в развитии рынка биометрических технологий, объем которого к 2008 г. составит 4,6 млрд долл.

Растет интерес европейских бизнесменов к деятельности музеев. Во-первых, финансируя музеи, компании пытаются сформировать свой позитивный имидж. Во-вторых, культурные ценности все больше воспринимаются бизнесом как элемент инновации. По мнению одного из ведущих итальянских консультантов по маркетингу территорий А. Мокрина, «символические элементы – это часть культуры предприятия, а их как раз формирует искусство». Компании все больше начинают поддерживать музеи. Сотрудники компании, считают руководители ряда итальянских фирм, должны быть людьми творческими, и именно в музее воспитывается это важнейшее для современного бизнеса качество.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Поиск
Разделы