Сферы развития постиндустриальной экономики

Ведущим сектором современной западноевропейской экономики стала сфера услуг. В ней занято более 65 % работающего населения европейских стран. Предприятия сферы услуг обеспечивают около 70 % ВВП стран Евросоюза.

ТОРГОВЛЯ.

Важную роль в сфере услуг играет торговля. Многие специалисты считают торговлю важнейшей частью процесса распределения. В характере современной торговли происходят существенные изменения, которые в Западной Европе нередко называют даже коммерческой революцией.

В XX в. объемы торговли в странах Западной Европы выросли более чем в 9 раз (с 200,0 млрд долл. в 1900 г. до 1802,0 млрд долл. в 2000 г.). В этих условиях изменяются функции торговли, она уже не может ограничиваться лишь сбытом имеющихся в наличии товаров. Торговля активно влияет на процессы формирования ассортимента и распределения огромного числа произведенных товаров и услуг. Постоянный контакт с конечным потребителем, знание его предпочтений и требований, с одной стороны, и заинтересованность в повышении рентабельности своего предприятия – с другой, приводят к тому, что коммерсант становится важным связующим звеном между производителем и потребителем, вносит существенный вклад в ориентацию производства на более рациональное использование ресурсов.

В этих условиях возрастает роль сопутствующих услуг. Коммерсанты берут на себя финансовый риск сбыта продукции. Расширяется перечень дополнительных услуг: по сборке и установке сложного оборудования, обслуживанию и гарантийному ремонту, рекламе и информации. Торговля превращается в важный информационный канал.

Повышение уровня жизни населения определило и повышенные требования покупателя к качеству товаров, а также к объему услуг, предоставляемых при их приобретении. Способность торгового предприятия предложить покупателю максимально широкий выбор услуг становится важным условием его успеха, а часто и выживания.

В западноевропейских странах торговля играет и важную социальную роль, способствуя развитию предпринимательства (для открытия торгового предприятия необходим относительно небольшой первоначальный капитал), а также интеграции общества. Будучи важным источником информации о последних тенденциях в общественной жизни, торговля обеспечивает соприкосновение различных стилей и образов жизни.

Комплекс распределения – важнейший в сфере услуг многих стран. Во Франции, например, в нем занято более 2,5 млн человек, причем здесь не учитывается персонал многих коммерческих предприятий, действующих в других отраслях экономики (в частности, на транспорте).

Внутри торгового комплекса сосуществуют огромное количество мелких торговых предприятий, занятых прежде всего сбытом продовольственных товаров, и крупная интегрированная торговля.

В конце 60-х годов XX в. мелкая розничная торговля давала более 80 % всего западноевропейского торгового оборота, а сейчас ее доля – около 45 %. В целом мелких торговых предприятий становится меньше, однако в Польше и в ряде других стран Евросоюза мелкая торговля по-прежнему развита широко. Жизнеспособность мелких торговых предприятий связана с тем, что они обладают «человеческим лицом». Это качественно отличает маленькие магазины от жестких по структуре, механизмам работы и политике гипер– и супермаркетов. К тому же знание своего потребителя позволяет таким торговым предприятиям оказывать своим клиентам дополнительные услуги. Будучи часто не только «торговой точкой», но и мелким производством, они имеют возможность учитывать индивидуальные вкусы покупателей. Например, парижане предпочитают покупать хлеб именно в булочных-пекарнях, поскольку не только уверены в качестве продукта, но и благодарны за внимание к их привычкам и за соблюдение традиций.

Еще одним немаловажным преимуществом мелкого торгового предприятия является его близость к месту проживания покупателя. В эпоху стандартизации и глобализации иметь «свой магазинчик» становится своего рода средством самоутверждения личности.

Но положение современных мелких торговых предприятий весьма неустойчиво. Одни из них ищут выход в установлении субподрядных отношений с крупными торговыми корпорациями, другие – кооперируются между собой, выбирая различные формы сотрудничества.

Предприятия интегрированной коммерции занимаются и оптовой, и розничной торговлей. Их современной формой являются супермаркеты

(в Западной Европе ими считаются магазины, имеющие торговые площади до 2500 м2) и гипермаркеты

(их торговые площади превышают 2500 м2) Эти торговые организации полностью контролируются крупным капиталом, динамика их развития отличается очень высокими темпами.

Крупный капитал контролирует практически все новые, быстро развивающиеся отрасли распределения, в частности торговлю по каталогам, дисконтные магазины. Все большее распространение получают так называемые макси-дисконты

– магазины, предлагающие ограниченный ассортимент товаров по исключительно низким ценам (во Франции около 60 % открывающихся супермаркетов являются магазинами подобного типа).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы