Сферы развития постиндустриальной экономики

Индустрия бизнес-центров появилась в Западной Европе в конце XX в., что было связано с быстрым развитием интернет-компаний. Так, в 1999–2001 гг. число офисов в бизнес-центрах Лондона удвоилось. Компания «Regus» – безусловный лидер британского рынка – начала действовать и в других странах Европы, а также в США, где она управляет более чем 90 бизнес-центрами. В 2000 г. «Regus» провела первичное размещение своих акций на американской электронной бирже NASDAQ и почти одновременно на Лондонской фондовой бирже, и к началу 2001 г. стоимость компании составила около 2 млрд фунтов стерлингов. Но в конце 2001 г. из-за экономического спада в США ситуация резко изменилась: акции «Regus» подешевели более чем в 100 раз. Однако аналитики полагают, что в ближайшее время компания, которая ведет поиск новых видов услуг, начнет понемногу выходить из кризиса.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ.

Современный туризм становится одной из наиболее важных отраслей сферы услуг и играет все большую роль в мировой экономике. В конце XVIII–XIX вв. туризм был одним из видов отдыха представителей аристократии. Но во второй половине XX в. его характер качественно изменился: международный туризм стал массовым. В последние годы около 60 % населения стран Европы проводят свой ежегодный отпуск в зарубежных туристических поездках. Для индустрии туризма наступил период бурного расцвета.

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние десятилетия XX в. в Европе среднегодовые темпы роста числа иностранных туристов составили 5,1 %, а валютных поступлений от них – 14,0 %. Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО), в 1950 г. 25,2 млн туристов принесли принимавшим их странам доход в 2,1 млрд долл. В конце 90-х годов XX в. более 600 млн туристов дали прибыль в 500 млрд долл.

Западная Европа главенствует в организации туристического бизнеса. Европа лидирует и по количеству путешествующих в другие страны, и по объему денежных поступлений от туризма. По совокупным показателям развития туристической индустрии Франция, Испания и Италия существенно превосходят США.

Туристов принимают не только крупные, но и многие «малые» страны Западной Европы. Болгарию, например, ежегодно посещают более 13 млн иностранных туристов. Поступления от их пребывания составляют 3,3–3,5 млрд долл. В Чехии в 1999 г. побывало 1б млн туристов (доход – 3 млрд долл.). Развита индустрия туризма в Польше: в 2001 г. страну посетили более 25 млн туристов (доход – свыше 1 млрд долл.). Словакия в 2001 г. приняла 1,3 млн иностранных туристов (доход – 0,7 млрд долл.).

Международный туризм способствует увеличению занятости населения. Во всех секторах туристического хозяйства мира в настоящее время работает около 100 млн человек, а примерно через 10 лет каждый восьмой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Организация путешествий требует больших инвестиций, что стимулирует хозяйственный рост. В настоящее время туризм обеспечивает примерно 10 % мирового ВВП. На его долю приходится более 10 % мировой торговли товарами и услугами.

В последние годы туризм превратился в один из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Его доходность привлекает внимание крупного капитала, который главенствует в ряде отраслей туристической индустрии. Например, в гостиничном бизнесе в крупнейших туристических центрах Франции, Италии, Испании и других стран функционируют десятки тысяч отелей. Но владеют ими несколько десятков групп, организованных в виде «интегрированных цепей». По размерам оборота 1-е место занимает американская группа «Holiday», на 2-м месте – французское объединение «Accord», имеющее более 2000 отелей.

Но и мелкий капитал принимает активное участие в туристическом бизнесе. Ему принадлежат тысячи различных предприятий. Некоторые из них объединяются в разного рода ассоциации: агентства путешествий, туристические бюро и др.

Со временем меняются формы и направления туристической деятельности: по количеству участников и разнообразию форм различается:

1) семейный туризм;

2) культурный туризм, который особенно развит в Европе (посещение музеев, памятных исторических мест и др.);

3) деловой туризм, в частности организация посещения международных ярмарок и профессиональных салонов. В этом бизнесе лидирует Германия.

В совокупности отраслей, относимых к туризму, специфическое значение имеют предприятия, занимающиеся проблемами здоровья людей (санатории, водолечебницы и др.).

Необходимо отметить и такие новые интересные направления туризма, как региональный туризм и «зеленый туризм» (в Западной Европе к нему относят сеть туристических объектов в сельской местности).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Поиск
Разделы