Машиностроение

В западноевропейской экономике машиностроение занимает 1-е место среди всех отраслей промышленности и по числу занятых, и по стоимости продукции. На долю машиностроительного комплекса приходится до 40 % стоимости европейского промышленного продукта. Ключевая роль машиностроения определяется несколькими факторами:

• именно в продукции машиностроения получают материальное воплощение многие новейшие достижения научно-технического прогресса;

• машиностроение является главной капитализирующей отраслью хозяйства, обеспечивая более 50 % общего объема капиталовложений в экономику, в решающей мере определяет уровень, темпы и масштабы технико-технологического перевооружения хозяйства, способствует дальнейшему повышению его эффективности;

• продукция машиностроения играет важную роль в удовлетворении спроса населения на разнообразные технические средства.

В структуре машиностроительного комплекса стран Западной Европы действует около 20 крупных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. Отрасли обычно условно подразделяют на три группы, на долю каждой из которых приходится примерно треть общей стоимости продукции машиностроения. Каждая группа обладает своей спецификой:

1) отрасли общего машиностроения – станкостроение, роботостроение, а также производство разнообразного промышленного оборудования,

2) отрасли транспортного машиностроения,

3) разнообразные электротехнические и электронные производства, сюда же нередко включают отдельные наукоемкие и т. п. производства.

В современном мире сформировалось три крупнейших центра машиностроительной промышленности США, страны Западной Европы и Япония. Более половины мирового производства продукции машиностроения сосредоточено в США Стоимость условно чистой продукции машиностроения в 2000 г. составляла (в млрд долл. в ценах 1996 г).

Весь мир – 1474,95.

США – 883,50.

Западная Европа – 283,47

в том числе

Германия – 69,41.

Франция – 59,64.

Великобритания – 40,77.

Италия – 35,24.

Япония – 205,13.

Сегодня в некоторых отраслях машиностроения Евросоюз не только не уступает США, но даже превосходит достижения американцев.

В течение XX в объем продукции западноевропейского машиностроения вырос в 33 раза, а для последних десятилетий характерны необычайно высокие темпы роста отрасли. Но различия в темпах роста в каждой из трех отраслевых групп все же имели место.

ОБЩЕЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ. Из отраслей общего машиностроения наиболее быстро развиваются станкостроение и роботостроение. Главное направление развития станкостроительной промышленности – повышение уровня автоматизации производства. Совершенствование конструкций станков идет по пути перехода к станкам-полуавтоматам и станкам-автоматам. Лидером в производстве различных видов специальных станков издавна была Германия. В течение долгого времени она занимала 1-е место в мире по качеству изделий и общим объемам производства и экспорта станков. Но в 90-е годы XX в активное использование достижений научно-технической революции позволило Японии значительно опередить Германию.

Но по численности парка станков соотношение сил иное. Так, к началу 90-х годов

Но по численности парка станков соотношение сил иное. Так, к началу 90-х годов XX в. общий станочный парк Германии, Великобритании, Франции и Италии составил более 2,9 млн единиц, в то время как у США было более 2,3 млн станков, а у Японии – чуть более 1 млн станков.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы