Машиностроение

Одним из важнейших направлений современного технического прогресса является роботизация. Признанный лидер в этой области – Япония, на долю которой приходится 60 % мирового парка промышленных роботов. Далее следуют США, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Швеция.

Мировой парк промышленных роботов (75 % этого парка сосредоточено в машиностроении), насчитывавший в 1982 г. 26,9 тыс. единиц, к 1999 г. увеличился до 720,0 тыс. единиц. Около 60 % этого парка эксплуатируется в Японии, 11 % – в США и 10 % – в Германии.

Роботы все более широко используются в промышленности, в частности в автомобильном производстве Японии, Германии, США и Франции. В настоящее время в ряде стран создаются роботы нового поколения, управляемые голосом человека. В Италии ведутся разработки по созданию робота-домохозяйки.

Развитие робототехники стимулировало создание гибких производственных систем (ГПС), которые представляют собой соединения компьютеров и системы роботов, самых современных станков, а также транспортно-загрузочных устройств. Использование ГПС и заводов-автоматов повышает производительность труда в десятки раз.

В то же время некоторые отрасли общего машиностроения (например, предприятия, производящие оборудование для черной металлургии) испытывают серьезные трудности.

ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ.

Большая часть отраслей, связанных с производством транспорта, относится к числу быстро растущих. В XX в. наиболее динамично развивалась автомобильная промышленность. Производство автомобилей в мире выросло с 10 млн единиц в 1950 г. до 60 млн единиц в 2000 г. Причем 70 % общего объема производства – это легковые автомобили, а 30 % – грузовики и автобусы. В последние годы особенно быстро увеличивается выпуск автомобилей класса «люкс» (за 1998–2000 гг. он вырос втрое) и микроавтомобилей (в 2004 г. – прирост 40 %). Средние темпы роста автомобильной промышленности в 2004 г. составили 12,5 %.

К началу 90-х годов XX в. на 1-е место в мире по выпуску автомобилей вышла Япония, опередив постоянного лидера автомобилестроения – США с их детройтской «большой тройкой» (в Детройте расположены заводы крупнейших автомобильных концернов «General Motors», «Ford Motor» и «Chrysler»), Но уже через несколько лет США вновь вернули себе первенство.

В настоящее время резко увеличивается активность европейских автопроизводителей, которые хорошо соперничают с американскими компаниями. Особенно преуспевают германские и французские фирмы, контролирующие около половины авторынка в Европе. В 2000 г. их суммарное производство составило 8,3 млн единиц, что соответствует современному уровню автомобилестроения США и Японии. Быстрыми темпами развивается производство автомобилей в Испании, Италии, Великобритании и ряде других стран.

Крупнейшим автомобильным концерном в Европе является германский «Volkswagen» (входит в число четырех основных автомобильных компаний мира). За период 1994–1997 гг. его доходы выросли более чем в 1,5 раза, а в 1998–2000 гг. – еще почти в 2 раза. В 2002 г. доход компании составил 91,1 млрд долл., а чистая прибыль – 2,7 млрд долл. В 2000 г. концерн поставил почти в 80 стран рекордное количество автомобилей – 5,06 млн единиц (12,2 % мирового рынка). Его знаменитая модель «жук» была самым продаваемым автомобилем в мире до конца XX в. (21,0 млн единиц).

Особых успехов «Volkswagen» добился на рынках Южной Америки, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, т. е. там, где в ближайшее время ожидается существенный рост спроса. На долю концерна приходится до 20 % продаж автомобилей в Европе. Концерн «Volkswagen» стал поистине мировым предприятием: его заводы работают в 18 странах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы