Текстильно-швейное производство

В истории экономического развития многих европейских стран текстильное и швейное производство всегда играли большую роль. Вплоть до промышленной революции конца XVIII – начала XIX в. они главенствовали в экономике. Если в начале XX в. в текстильно-швейном производстве Франции (аналогичная ситуация имела место в Италии, Великобритании, Германии и ряде других стран) было занято более 2 млн человек, после окончания Второй мировой войны – свыше 1 млн человек, то в настоящее время – не более 220 тыс. человек. Если в конце XIX в. текстильно-швейное производство было «первой» отраслью французской промышленности, то к середине XX в. оно стало уже «второй», а в настоящее время находится на третьем месте, уступив первые места машиностроению и химии.

Современное текстильно-швейное производство в странах Западной Европы ориентировано на выпуск относительно дорогих товаров и требует высокой квалификации работников и применения сложной техники. Текстильное производство наиболее развито в Италии, Германии и Франции. Например, в Италии в 2002 г. произведено 17,5 тыс. м хлопчатобумажных тканей, в Германии в 2001 г. – 12,7 тыс. м, во Франции в 2000 г. – 7,4 тыс. м тканей. Но во всех странах Европы уже давно отмечается кризис текстильной промышленности. Отчасти это результат сдвигов в структуре личного потребления в развитых странах: отмечается преимущественный рост расходов на жилье, развлечения, укрепление здоровья, автомобили и сокращение затрат на одежду.

Огромное значение имеет глобализация экономики. Негативное влияние на текстильно-швейное производство в европейских странах оказывает быстрый рост текстильной промышленности в развивающихся странах, что, во-первых, ограничивает экспорт продукции из развитых стран в развивающиеся, во-вторых, увеличивает поступление продукции из развивающихся стран на рынки развитых государств, так как в силу дешевизны эта продукция приобретает повышенную конкурентоспособность.

Трудности усугубляются технической отсталостью многих текстильных предприятий в европейских странах. На большинстве мелких предприятий (а их более 80 % от общего количества текстильных фабрик) установлено старое оборудование. После окончания Второй мировой войны было создано немало новых предприятий, оснащенных передовой техникой, в ряде производств начался процесс модернизации. Однако эти изменения затронули в основном крупные объединения.

В последние десятилетия в текстильной промышленности активизируется процесс концентрации производства и капитала, возникают мощные финансово-промышленные группы. Но все же сохраняющаяся и в настоящее время малая концентрация производства объясняется недостаточной помощью отрасли со стороны государства, а также тем, что значительное число торговцев, занимающихся сбытом текстильной продукции, являются одновременно и ее производителями.

Еще одним показателем сложных процессов, которые происходят в текстильных отраслях, является применение в производстве химических волокон. Они составляют 60 % сырья, используемого в шерстяной промышленности, 95 % – в шелковой, 25 % – в хлопчатобумажной. В конце XX в. объем мирового производства текстильных волокон достиг 42,0 млн т в год, но доля шерсти в нем лишь 1,5 млн т, хлопка – 19,0 млн т.

Сокращение спроса стало важнейшим фактором мирового «шерстяного кризиса». В 2000 г. производство шерсти в мире упало до 1,1 млн т в год – самый низкий уровень за предыдущие 40 лет. К тому же, согласно веяниям моды, традиционные шерстяные костюмы постепенно уступают место более практичной и дешевой нешерстяной одежде.

Несмотря на сокращение численности работников, во многих секторах трикотажной промышленности налицо большой рост производства, в частности увеличивается выпуск чулочно-носочных изделий и бельевого трикотажа.

В швейной промышленности растет производство готовой одежды, различных аксессуаров (перчатки, галстуки, зонтики и др.). В ее рамках возникло такое интересное явление, как Высокая мода, или мода от кутюр. Эта одежда представляет собой изделия ручной работы, которые продаются по очень высоким ценам. Некоторые специалисты полагают, что Высокая мода относится скорее к искусству, чем к промышленности. Уже давно в связи с этим стала развиваться тенденция к демократизации Высокой моды: на основе единичных образцов стали изготавливаться модели прет-а-порте – готовая одежда.

Перейти на страницу: 1 2

Поиск
Разделы