Франция – колыбель европейской экономической интеграции

По размерам территории (551 тыс. км2) и численности населения (60,4 млн человек

По размерам территории (551 тыс. км2) и численности населения (60,4 млн человек в 2004 г.) Франция принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. В 2003 г. объем ВВП (по валютным курсам) составил 1747 млрд долл., на душу населения – 26,34 тыс. долл. Темпы роста ВВП в 1990–2003 гг. составляли 1,9 % (прирост ВВП в 2003 г. – 0,5 %). Норма валового накопления капитала в 2003 г. – 18,4 %. В финансировании инвестиций важную роль играет государство. В сфере развития мировой промышленности и торговли Франции принадлежит 4-е место.

После окончания Второй мировой войны Франция выступила в качестве одного из инициаторов объединения Европы. Ее стали образно называть «колыбелью европейской интеграции». Многие причины объясняют эту французскую инициативу. Одной из них было общее ослабление экономических и политических позиций Западной Европы в результате участия в войне. Во Франции, потерявшей 1,1 млн человек, экономические проблемы ощущались особенно остро. Война нанесла большой ущерб ее хозяйству. Были разрушены многие электростанции, угольные шахты, заводы, судостроительные верфи, 80 % мощностей нефтеперерабатывающей промышленности. В первые месяцы после освобождения страны объем промышленного производства был в 2,5 раза меньше по сравнению с довоенным уровнем. Французские капиталовложения за границей в первые послевоенные годы сократились по сравнению с 1913 г. почти в 10 раз. Общие потери страны, связанные с войной и оккупацией, оценивались в 1 трлн франков 1938 г., что превышало 25 % ВВП Франции (после Первой мировой войны – 10 %).

Государственные структуры и политическая элита Франции в первое послевоенное десятилетие разработали новую концепцию развития страны. Речь шла о программе укрепления международного политического и экономического влияния Франции, восстановления ее утраченного величия. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других государств, прежде всего США, необходимо было резко усилить экономический потенциал страны, модернизировать его структуру, изменить общий характер французской экономики, а также активизировать внешнюю политику.

Способствовать ускорению роста экономики должны были реформы хозяйственных структур, создание во Франции системы смешанной экономики. Основой политического курса страны стала ориентация на усиление международной экспансии, в частности на западноевропейскую интеграцию.

Франция – один из инициаторов франко-германского примирения и формирования Евросоюза, который она рассматривала в качестве средства усиления своих позиций в мире – прежде всего в Европе. Руководство страны считало своей важной задачей активизировать создание единой оборонной индустрии Западной Европы, способной обеспечить независимую военную политику и эффективно конкурировать с США на рынке высокотехнологичной продукции. Важным показателем стремления стран – членов ЕС к созданию самостоятельных вооруженных сил и развитию европейской военной промышленности является решение, принятое в начале 2004 г.: Франция и Великобритания договорились о совместном строительстве 3 авианосцев и их передаче в распоряжение Объединенного командования силами быстрого реагирования. Наличие у европейских сил быстрого реагирования стратегического оружия позволит Евросоюзу проводить самостоятельную внешнюю политику.

В конце XX в. во Франции возник ряд экономических трудностей, ухудшились финансово-экономические показатели деятельности некоторых корпораций, в том числе недавно приватизированных. В такой ситуации государство вынуждено приходить им на помощь, выкупать часть их капиталов.

Так, в 2003 г. была оказана помощь крупному электротехническому концерну «Alcatel – Alstom». На энергетических установках, произведенных на его предприятиях, вырабатывается почти 20 % всей электроэнергии в мире. Компания также строит суда, поезда для метро, скоростные экспрессы TGV, ставшие символом достижений французской техники. Во многих странах «Alstom» строит атомные электростанции. Когда компания оказалась на грани банкротства, французское правительство выделило для спасения «Alstom» 3,5 млрд евро в качестве денежной помощи и еще столько же банковскими гарантиями, выкупило половину нового выпуска акций компании (на сумму 600 млн евро) и стало владельцем 31,5 % ее акций.

Однако Евросоюз высказался против предоставления финансовой помощи «Alstom». Правительствам западноевропейских стран, пытающимся выручить свои компании, которые испытывают финансовые трудности, становится все труднее преодолеть сопротивление антимонопольных организаций ЕС.

Наряду с предпринимательской деятельностью государство выполняет и разнообразные регулирующие функции (общенациональное структурное программирование, стимулирование новейших отраслей научных исследований, экономические программы и т. п.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы