Франция – колыбель европейской экономической интеграции

Важное значение придается совершенствованию социальной политики (сегодня социальная зарплата составляет примерно треть номинальной). Но в условиях экономических трудностей последних лет предпринимаются попытки сократить социальную поддержку населения. Например, в 2005 г. принят закон, согласно которому рабочим разрешат работать больше, чем 35 часов в неделю. Чтобы заставить потребителей больше тратить, предлагается удешевить кредиты и упростить их получение.

Бурно развиваются во Франции промышленные корпорации и финансово-промышленные группы. Решающую роль играют 20 крупнейших объединений. По количеству транснациональных корпораций и объемам контролируемых ими активов Франция занимает 4-е место в мире. Особенно тесные связи у капитала Франции с финансовыми компаниями европейских стран – Германии, Италии, Бельгии и др. Например, крупнейшая швейцарская компания «Nestle'» получила крупную долю во французской косметической компании мирового значения «L'Ore'al Group».

Другой пример – история фирмы «Rhone-Poulenc», основанной в 1858 г. В 1928 г. она стала лидером французского химического рынка. Почти в конце XX в., в 1994 г., было создано первое совместное предприятие по разработке новых лекарств, в равных долях принадлежащее германской компании «Hoechst» и французской «Rhone-Poulenc». В 1999 г. компании объединили свой бизнес и возникла «Sanofi – Aventis» – крупнейшая фармацевтическая компания Франции.

Французская нефтяная компания «Total» в 1999 г. приобрела нефтяной концерн «Elf – Aquitaine», прежде контролировавшийся государством. Возникшая группа «Total» в 2000 г. вышла на 4-е место в мире, а в 2003 г. заняла 3-е место в мире, опередив по размерам активов и прибыльности английскую компанию «British Petroleum».

В металлургическом производстве сталелитейная группа, возникшая из слияния французских компаний «Usinord» и «Sacilor» и люксембургского объединения «Arbed», стала самой крупной в мире (объем производства – свыше 50 млн т стали в год).

Как пример быстрого роста компании можно назвать концерн «European Aeronautics Defence and Space» («EADS») – один из крупнейших мировых производителей аэрокосмической продукции. Это транснациональная финансово-промышленная группа с преобладанием французского и германского капитала и участием Великобритании и Испании. В 2004 г. прибыль концерна (до уплаты налогов) оказалась на 20 % выше запланированной, что обеспечено прежде всего контрактом на развертывание системы спутниковой связи «Skyner-5» для Министерства обороны Великобритании (стоимость – около 4,5 млрд евро) и контрактом с Евросоюзом на поставку 180 транспортных самолетов А-400М (стоимость – свыше 20 млрд евро).

Консорциум «Air Tanker», возглавляемый «EADS», по контракту с британским правительством поставит 20 авиатанкеров-дозаправщиков для ВВС Великобритании (сумма контракта – 25 млрд долл.). Этот коммерческий успех дает «EADS» шанс побороться за контракт на авиатанкеры для США (в ближайшие годы американским ВВС потребуется 100 авиатанкеров).

«EADS» первенствует и в производстве гражданских вертолетов. Подразделение концерна «Airbus Industrie», производящее гражданские самолеты, в 2003 г по числу поставленных самолетов впервые вышло на 1-е место в мире, обогнав американскую компанию «Boeing» (и сохранило свои позиции в 2004–2005 гг.)

Что касается других сфер экономики Франции, то велико значение мелких и средних предприятий, на долю которых приходится в настоящее время около 50 % всех занятых на производстве и около 50 % ВВП страны.

Среди коммерческих банков самым мощным является «Cre'dit Agncole» Его роль в последнее время возрастает, в том числе благодаря сращиванию с другим банком-гигантом – «Cre'dit Lyon-nais». Важную роль играет также Panbas. Растет значение страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов, сберегательных учреждений, фондовых бирж.

С начала XX в. за столетие размер государственного бюджета Франции в постоянных ценах вырос в 10 раз. Через него в настоящее время перераспределяется более 50 % национального дохода (в 1913 г – 20 %, в 1957 г – 40 %).

В течение последних десятилетий XX в во Франции возникла новая, постиндустриальная экономика. Структура экономики менялась так:

Глубокий структурный кризис переживает добывающая промышленность почти

Глубокий структурный кризис переживает добывающая промышленность почти полностью прекращена добыча угля, железной руды, бокситов.

Ведущая роль в промышленности принадлежит машиностроительному комплексу. Треть стоимости продукции машиностроения обеспечивает автомобильная промышленность. Ее контролируют две фирмы – «Renault» и «Peugeot – Citroen». В 2004 г производство легковых автомобилей в стране приблизилось к 5 млн единиц в год. Важное значение имеет и производство грузовых автомобилей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы