Франция – колыбель европейской экономической интеграции

Международной известностью пользуется французское оборудование для железнодорожного транспорта (в частности, для скоростного). Высокого уровня развития достигла электротехническая промышленность, особенно производство всего необходимого для гидравлических и атомных электростанций, а также электрокабеля (1-е место в мире). В авиационно-космическом производстве Франция успешно конкурирует с США.

На 2-м месте во французской промышленности – химический комплекс, в частности фармацевтика, резиновая промышленность и производство всемирно известной парфюмерии и косметики. 3-е место – у текстильно-швейных отраслей, долгое время лидировавших во французской экономике, а сейчас переживающих серьезные трудности.

Во Франции сформировался мощный (2-й в мире) агропромышленный комплекс, полностью обеспечивающий потребности страны в продовольствии. На экспорт поступает более 30 % продукции сельского хозяйства. По производству зерна в последние годы Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире.

Наряду с Италией Франция – ведущая винодельческая держава мира. Кроме производства вин «на родине», Франция создает специализированные предприятия по выпуску элитных вин за пределами страны. Так, в 2005 г. французские и российские менеджеры создали компанию «Chateau le Grand Vostock», которая уже вышла на уровень продаж около 50 тыс. бутылок вина в месяц. Особое значение имеет производство и экспорт коньяка.

В стране широко развито садоводство и овощеводство. По потреблению овощей на душу населения Франция лидирует в современном мире. Что касается животноводства, то по поголовью крупного рогатого скота Франция превосходит все страны Западной Европы, по производству цельномолочной продукции у нее 2-е место в Евросоюзе (22,1 % общего производства), а по производству сливочного масла – 2-е место в мире. Франция – мировой центр классического сыроварения.

Производство устриц достигает 130 тыс. т в год (90 % европейского производства), что устойчиво сохраняет за Францией 1-е место в Европе.

Растет интернетизация французского хозяйства: 75 % семей владеют персональными компьютерами, значительная часть которых подключена к Интернету. Объемы электронной коммерции в стране увеличились с 1,3 млрд долл. в 1999 г. до 28,5 млрд долл. в 2002 г.

Франция занимает 1-е место в мире по развитию международного туризма (по количеству принимаемых туристов).

Существенно расширились внешнеэкономические связи Франции. Ее основными зарубежными партнерами являются страны Евросоюза (в основном Германия), на которые приходится 60 % внешней торговли, а также США, Япония, государства Среднего и Ближнего Востока, развивающиеся страны Африки. Растет экономическое сотрудничество со странами Восточной Европы, Латинской Америки, с Китаем.

После I960 г. объем внешнеторгового оборота Франции увеличился в 20 раз. В 2004 г. стоимость товарного экспорта составила 384,6 млрд долл. (4-е место в мире). Меняется и товарная структура экспорта. По экспорту услуг Франция обычно занимает 2-е или 3-е место в мире.

Общий объем прямых инвестиций Франции в экономику других стран в 2000 г. составил 198,29 млрд долл. (в 1973 г. – 8,82 млрд долл.). Хотя растет и объем иностранных инвестиций в экономику Франции, прямые капиталовложения Франции за рубежом вдвое превышают сумму иностранных инвестиций во французскую экономику.

Крайне неравномерное размещение производительных сил, чрезмерная централизация административной, политической, промышленной, финансовой и культурной деятельности породили необходимость решения региональных экономических проблем. Поэтому в течение последних десятилетий XX в. во Франции получила признание практика экономического районирования территории страны.

Но пока положение таково: жители центрального региона Иль-де-Франс, занимая 2 % территории страны и составляя 23 % ее населения, обеспечивают получение 30 % ВВП страны. Здесь сосредоточено 60 % вузов, 40 % научных работников, тысячи предприятий высокой технологии, абсолютное большинство (18 из 20) крупнейших финансово-промышленных групп Франции. Здесь находится самый крупный деловой центр современной Европы – парижский район «науки и промышленности» Ла Вильет.

Однако правительство не оставляет попыток изменить географию размещения промышленных предприятий. Например, государственные авиационно-космические производства были перемещены на юго-запад Франции.

Париж хочет быть не только «витриной Франции», ее «визитной карточкой» в современном мире, но и центром Объединенной Европы. Поэтому получает одобрение деятельность государства, парижских властей, представителей деловых кругов по созданию и реставрации памятников архитектуры и градостроительства (Центр Помпиду, Музей д'Орсэ, деловой центр Ла Вильет, пирамиды Лувра, Национальная библиотека, район Дефанс, реконструкция района Центрального рынка – «чрева Парижа» и др.). Новые культурные объекты стали сегодня не менее известными, чем старые символы Парижа.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы