Бельгия – столица Евросоюза

Выгодное географическое положение, активное участие в мировой политике и международных

Выгодное географическое положение, активное участие в мировой политике и международных экономических отношениях сделали Бельгию местом дислокации организаций, координирующих разнообразную деятельность стран мира. По мере формирования Евросоюза в Брюсселе стали размещаться его институты (Европейский совет, Совет министров, Европейская комиссия), проходить сессии этих органов. Так Бельгия превратилась в столицу ЕС. Со временем было признано целесообразным рассредоточить центральные учреждения ЕС: например, во французском Страсбурге стал функционировать Европейский парламент, в Люксембурге – Европейский суд.

В конце XIX – начале XX в. Бельгию называли самой промышленно развитой страной мира (речь шла, конечно, об относительных показателях). В то время росту бельгийской экономики способствовали наличие минеральных ресурсов (сравнительно крупные запасы угля) и создание на этой основе угольно-металлургического и химического комплексов. Но когда запасы угля истощились, приостановилось развитие и металлургии, и химической отрасли.

Сегодня Бельгия – страна с постиндустриальной экономикой, обладающая многоотраслевой промышленностью, интенсивным сельским хозяйством, развитой сферой услуг, активно участвующая в международных экономических отношениях. В 1999–2003 гг. среднегодовые темпы роста ВВП определялись в 1,9 %. В 2004 г. объем ВВП (по ППС) составлял 299 млрд долл., на душу населения – 28,28 тыс. долл.

Структура экономики Бельгии (доля в ВВП в 2004 г.):

К концу 90-х годов XX в. доля страны в мировом ВВП составляла 0,63 %.

К концу 90-х годов XX в. доля страны в мировом ВВП составляла 0,63 %.

В экономике Бельгии господствуют крупные предприятия: в 2002 г. это были финансовая компания «Fortis (В)» (рыночная капитализация – 29,0 млрд евро), коммерческий банк «Dexia» (17,7 млрд евро), энергетические компании «Tractebce» (14,9 млрд евро) и «Electrabel» (12,4 млрд евро), пивоваренная компания «Гп-terbrew» (11,9 млрд евро), финансовая компания «Groupe Bruxelle Lambert» (5,6 млрд евро), химическая компания «Solvay» (4,9 млрд евро).

Многие из них являются транснациональными корпорациями. Так, в Брюсселе расположен головной офис одного из крупнейших в мире химико-фармацевтических концернов «Solvay», имеющего более 400 предприятий в 50 странах мира. Глава концерна, крупный бельгийский промышленник Э. Сольвей – основатель теории «социально ориентированного капитализма», которая десятки лет спустя, уже после окончания Второй мировой войны, стала социально-экономической основой европейской цивилизации. Он также считал, что создание «государства государств» сделает невозможным конфликт между отдельными нациями. По сути, идеи Сольвея предвосхитили идеи построения Объединенной Европы.

Важную роль играют в Бельгии также многочисленные мелкие и средние предприятия.

Участие государства особенно велико на транспорте, в коммунальном и топливно-энергетическом хозяйстве.

Большие изменения происходят в топливно-энергетическом комплексе почти полностью прекращена добыча угля, растет использование привозной нефти и природного газа, а также энергии АЭС (составляет примерно 25 % электроэнергетики).

Промышленное развитие Бельгии определяют черная металлургия (в 2000 г произведено 14 млн т стали), цветная металлургия (передельная), разнообразные отрасли машиностроения (автомобилестроение, производство оборудования для обслуживания газопроводов и электросетей и др.), химическая промышленность (в том числе производство пластмасс, высокопрочных композитных материалов), стекольное производство, текстильная и швейная отрасли, производство ковров.

Главная отрасль сельского хозяйства – животноводство. В 1997–1999 гг каждый работник, занятый в сельском хозяйстве, производил в год продукции на 48,5 тыс долл., что являлось одним из наиболее высоких показателей в мире.

На протяжении столетий Бельгия была своего рода перекрестком Европы. Через порт Антверпен многие европейские страны торговали с Азией и Америкой. И сегодня доля транспорта в ВВП страны (8–9 %) значительно превышает долю хорошо развитого сельского хозяйства. Главную роль играет морской транспорт. Тоннаж морского торгового флота – свыше 1,4 млн бр-per т. Грузооборот основного порта Антверпен – более 100 млн т в год (70 % морского грузооборота страны) Протяженность автодорог – 10,5 тыс. км, железнодорожной сети – 4,3 тыс. км. В последние десятилетия бурно развивается авиационный транспорт.

Перейти на страницу: 1 2

Поиск
Разделы