Кооперация и разделение труда

В XX в. был достигнут двойной эффект, присущий сложной кооперации труда, посредством сочетания специализации и кооперирования производства.

Специализация производства

– форма производственной организации, основанная на разделении труда. Она проявляется в создании специализированных цехов, участков и предприятий в целом. При этом различают разные виды специализации: а) предметную (изготавливается какое-то изделие); б) подетальную (создается лишь часть готового продукта) и в) технологическую (выполняются определенные операции по обработке материальных ресурсов).

Кооперирование производства

– форма производственных связей между самостоятельными специализированными предприятиями, которые совместно изготавливают определенную продукцию.

Специализация и кооперирование производства позволяют находить оптимальные (наилучшие) размеры хозяйственной деятельности с учетом всех ее благоприятных условий. При этом важно учитывать степень специализации предприятий (ограничение их деятельности изготовлением определенных изделий и деталей). Так, в России изготовление одних и тех же деталей на крупных машиностроительных заводах, выпускающих всю разнообразную продукцию, требует в 5—10 раз больше труда и денежных средств и в 1,5–2 раза больше металла, чем на предприятиях с массовым специализированным производством.

Во второй половине XX в. под воздействием научно-технической революции начался новый этап в развитии специализации и кооперирования производства не только в отдельных странах, но и в международном масштабе. Многие сложнейшие машины (самолеты, ракеты, автомобили и др.) по частям создаются в разных государствах, а затем собираются из комплектующих изделий на головных предприятиях страны, выпускающей эти машины. Подробнее об этом говорится в гл. 15, посвященной современной мировой экономике.

Известный английский экономист Адам Смит так описывал труд десяти рабочих в булавочной мануфактуре: «…Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день… один рабочий вырабатывал 4800 булавок в день. Но если бы они работали в одиночку и независимо друг от друга и если бы они не были приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не мог бы сработать двадцати, а может быть, и одной булавки в день».

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (1776).

«Мы вместе с остальным миром сплетены в сложную паутину экономических взаимоотношений, элементы которой составляют торговля товарами и услугами, многонациональные корпорации, совместные предприятия и связи между мировыми финансовыми рынками… Многие «американские» товары производятся из иностранных компонентов. Например, международные фирмы поставляют основные компоненты для нового «американского» самолета «Боинг-777».

Макконнелл К., Брю С. Экономикс.

Какими знаниями должен обладать специалист

В условиях дальнейшего развития научно-технической революции и все более широкого применения информационных технологий повышается значение труда специалистов со средним и высшим образованием.

Подготовка специалистов в зарубежных учебных заведениях осуществляется по двум направлениям.

Первое – обучение специалистов узкого профиля (совокупности основных черт деятельности). Такой специалист глубоко овладевает сравнительно небольшим кругом знаний и умений, связанных главным образом с предстоящей практической работой. Замечено, что профессионал является тем более квалифицированным и авторитетным работником, чем более узким является поле его деятельности.

Однако нельзя не видеть, что узкая специализация порождает серьезные недостатки. Такая специализация ведет к одностороннему развитию профессионала. У него резко ограничивается научный и общественный кругозор. Он отрывается от своей отрасли научной и хозяйственной деятельности и других смежных профессий. При этом утрачивается гармоничность, всесторонность человеческого развития. Естественно, что при потере работы специалист узкого профиля не сможет быстро освоить смежную специальность.

Второе направление предполагает подготовку специалистов широкого профиля. Это означает достаточно широкое научное и профессиональное образование, а также специализацию в избранной области деятельности. Конечно такой профессионал способен при необходимости сменить место работы в пределах своей специальности.

Такое различие направлений в подготовке специалистов отражает противоречивый характер развития научно-технической революции. С одной стороны, она вызвала дальнейшее углубление специализации научных исследований и производства. С другой стороны, современный научно-технический прогресс ускорил взаимопроникновение разных отраслей науки и техники, упрочил их взаимосвязь. Благодаря этому повышается качество и эффективность деятельности ученых, специалистов и других работников. Более того, усиление творческого характера труда предполагает гармоничность, всесторонность человеческого развития.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы