«Новые» члены Европейского союза

В апреле 2003 г. на саммите Евросоюза в Афинах был подписан договор о принятии в альянс еще 10 европейских стран. В мае 2004 г. членами ЕС стали Чехия, Венгрия, Польша, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, Кипр и Мальта.

Главной общей чертой большинства этих стран является тип экономики. На предыдущих этапах европейской интеграции объединялись государства с давно сложившейся системой рыночной экономики, хотя некоторые из них и не относились к разряду развитых стран. Тем не менее они были прочно интегрированы в мировое хозяйство с его жесткими законами открытой экономики и полностью (или почти полностью) либерализованной внешней торговлей. А группа «новых» членов Евросоюза – это страны (кроме Кипра и Мальты), еще недавно имевшие плановую экономику. Сегодня они принадлежат к категории стран с переходной экономикой, в которых идут сложные процессы формирования и развития рыночного хозяйства.

Другой общей чертой «новых» членов Евросоюза является их отрыв по уровню экономического развития от «старых» членов ЕС. В конце XX в. соотношение средних показателей ВВП (по ППС) на душу населения у 15 членов ЕС и 10 стран – кандидатов в ЕС составляло 3,3: 1 (или 17 300 экю: 5513 экю). Особенно низкие показатели были у Латвии, Литвы, Эстонии и Польши, что весьма затрудняло экономическое сближение членов ЕС. Правда, в последний период темпы роста экономики стран, только что вошедших в ЕС, увеличиваются.

Серьезным обстоятельством, отличающим нынешний этап развития Евросоюза, является сочетание факторов, влияющих на стремление стран к объединению. Для «новых» членов ЕС в силу особенностей их исторического и экономического развития при вступлении в альянс на первое место вышли материальные соображения, надежда получить от объединения со «старыми» членами ЕС экономическую выгоду. Для многих из них важна и военная сторона (правда, скорее это связано с НАТО, а не с военной организацией, создаваемой в ЕС). А у многих из «старых» членов ЕС, особенно у крупных (Германия, Франция, Италия), превалируют общеполитические, международно-политические и даже военно-стратегические интересы. Такое различие с неизбежностью потребовало выработки новых подходов к проблеме организации ЕС, глубокого реформирования структуры Союза.

Поиск
Разделы