Типы организации хозяйства

Вполне очевидно, что сам по себе натуральный продукт и товар одинакового предназначения и качества ничем не отличаются, если рассматривать их полезность. Разве различаются, например, цветы лишь оттого, что в одном случае вы вырастили их у себя на садовом участке, а в другом случае – купили на рынке?

Но дело обстоит совершенно иначе, если учитывать экономические отношения, связанные с получением полезных вещей.

Как известно, натуральный продукт приобретается внутри замкнутого хозяйства без его обмена на иную вещь. Допустим, это происходит, когда крестьянин использует весь собранный им урожай зерна и картофеля для своей семьи.

В отличие от этого в товарном хозяйстве возникают совсем иные экономические отношения. Владелец товара и покупатель при рыночном обмене вступают в известные имущественные связи. Ни тот, ни другой не отдают принадлежащее им имущество безвозмездно, даром. И продавец, и покупатель заинтересованы в том, чтобы при рыночном обмене получить за свою вещь – при нормальных условиях – другое равноценное имущество (будь то другое благо или деньги). Этим свойством рыночный продукт решительно отличается от натурального продукта.

Товар

– это полезная вещь, которая обменивается на рынке на равноценное благо.

Отсюда становится ясно, что каждый товар при обмене на равноценный продукт приобретает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях).

Например, на рынке можно признать эквивалентными друг другу (цифры условные): 20 кг мяса, 1 пару кроссовок, 50 литров молока и т. д.

Подобное равенство меновых соотношений вещей повседневно и миллиарды раз повторяется в практике рынка. Оно кажется обычным и понятным. На самом деле здесь многое скрыто от глаз и не ясно: что в вещах, чему и почему равно?

В самом деле, равны ли обмениваемые, а следовательно, приравненные друг к другу товары как полезные вещи? Совершенно очевидно, что обмениваются совершенно разнородные вещи (мясо, кроссовки, молоко – как в приведенном выше примере). Ведь никто не продает полезную вещь определенного вида за такое же благо. Приравненные вещи не сопоставимы и в количественном отношении: мясо измеряется в килограммах, кроссовки – парами, молоко – литрами и т. д. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции?

Как измерить меновую стоимость товаров

В XIX в. экономистами были предложены два различных способа измерения меновой стоимости товаров.

Первый способ – соизмерять ценность товаров для каждого человека с помощью их полезности. Единица измерения полезности была названа ютиль (от англ. utility – полезность). Чем больше ютилей приобретал на рынке потребитель, тем большую порцию счастья он якобы получал. Возможно, ютиль способна измерить степень полезности неодинаковых благ для одного человека. Но в силу несовпадающей субъективной оценки полезности вещей разными людьми ютиль не может дать достоверного сравнения при обмене одного товара на другой. В итоге ютиль была признана вымышленной единицей измерения, не пригодной для рыночной практики.

Другой способ измерения меновой стоимости товаров – соизмерение количества труда, затраченного на изготовление разных видов товаров.

Специальное изучение затрат рабочего времени на производство отдельных видов продукции позволяет получить сравнительные данные об их стоимости и меновой стоимости в разных странах (табл. 3.3).

Данные табл. 3.3 убеждают в том, что на производство российских товаров тратится больше времени, чем на такие же товары, изготовленные в Польше и особенно – в Германии.

Авторы учебника по экономике К. Макконнелл и С. Брю пришли к выводу: ютиль – «вымышленная единица измерения степени удовлетворения потребностей».

Макконнелл К., Брю С. Экономикс.

Профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи пишут о ютиле: «…Трудно поверить, что на самом деле существует некая мера счастья, которую можно использовать для доказательства такого рода утверждений: «Дик стал бы в два раза счастливее, если бы съел еще одну шоколадку»».

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1999.

Таблица 3.3

Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени за единицу товара)

Между тем принцип сравнительного преимущества стран (в затратах труда на создание

Между тем принцип сравнительного преимущества стран (в затратах труда на создание благ) невозможно использовать на практике обычного рыночного обмена. Такой обмен осуществляют, как правило, частные собственники, которые не могут проводить сопоставление затрат рабочего времени на единицу продукции во всех хозяйствах. Естественно, что участники повседневных рыночных сделок вообще не выясняют абстрактные (отвлеченные от конкретных обстоятельств) теоретические вопросы об измерении количества труда на производство товаров.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Поиск
Разделы