Управление экономикой

Каково место управления в экономической системе

Знакомство с управлением хозяйством мы завершаем рассмотрением организационно-экономических отношений. Это не случайно. Управление является производным экономическим отношением от всех звеньев системы экономических отношений.

Управление экономикой

– это целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать и контролировать хозяйственную деятельность всех работников для достижения намеченных результатов.

Как же управленческие связи взаимодействуют с другими видами экономических отношений?

Управление и собственность.

Если известно, что управление призвано упорядочить хозяйственную деятельность, то еще не ясно, в чьих интересах это делается. Ответ на этот вопрос позволяет выявить зависимость управления производством от собственности. Труд на предприятии всегда организуется с определенной целью – как можно лучше применить средства производства, обеспечив их собственнику надлежащий доход.

Такая зависимость управления от собственности неоднократно менялась на протяжении истории хозяйственной жизни. При определенных условиях сам собственник непосредственно руководит предприятием. В других случаях этим занимаются специально нанятые управляющие.

Связь управления с кооперацией и разделением труда.

Всякий вид кооперации труда нуждается в управлении. Возьмем, например, сооружение большого жилого дома. Несомненно, что строители не смогут начать и завершить стройку, если никто не обеспечит их целенаправленную и согласованную работу. При простой кооперации труда в небольших размерах управлять хозяйством способен один человек, имеющий определенный жизненный и производственный опыт. Но с переходом от простой кооперации труда к сложной управленческая деятельность на предприятиях стала превращаться в особую профессиональную работу, требующую специальной подготовки.

Управление и рынок.

В дальнейшем (см. гл. 5 и гл. 13) мы увидим, что товарно-рыночное хозяйство обладает способностью к определенному саморегулированию. Подобно всякой управляющей системе, товарное производство и рынок наделены прямой и обратной связью, что позволяет им решать важную организационную задачу: что производить, как это делать и для кого создавать продукты?

Однако по ряду причин в XX в. рынок во многом утратил свое регулирующее воздействие на развитие национального хозяйства. Эти функции взяло на себя государство.

Управление хозяйством и государство.

С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества.

Оно сосредоточилось на выполнении общенациональных социально-экономических задач, которые не в состоянии выполнить рынок.

Как мы видим, руководство производством находится под воздействием ряда хозяйственных условий. С их изменением управление экономикой проходит три качественно различных этапа.

Каковы этапы развития управления хозяйством

В условиях капитализма получили развитие следующие последовательно возникшие виды управленческой деятельности: 1) единоличное руководство частным предприятием его собственником; 2) управление хозяйственным объединением менеджерами; 3) руководство национальным хозяйством с помощью совокупности определенных государственных учреждений. Теперь кратко рассмотрим, какими историческими особенностями отличались эти виды управления на разных этапах истории.

Первый этап. Начальный вид единоличного управления частным предприятием достиг в XVIII–XIX вв. наибольшего развития при сложной кооперации труда в виде мануфактуры (совместного труда ремесленников, вручную выполнявших отдельные специализированные операции) и фабрики (коллективного труда работников, использующих систему машин). С самого начала этими формами хозяйства руководил сам собственник.

Известный американский экономист Дж. Гэлбрейт так охарактеризовал управленческих работников нового типа: «В итоге мыслительным центром, определяющим действия фирмы, становится не отдельная личность, а целая совокупность ученых, инженеров и техников, специалистов по реализации, рекламе и торговым операциям, экспертов в области отношений с общественностью, лоббистов, адвокатов и людей, хорошо знакомых с особенностями вашингтонского бюрократического аппарата и его деятельности, а также посредников, управляющих, администраторов».

Перейти на страницу: 1 2 3

Поиск
Разделы