Евросоюз и США: сотрудничество и противоречия

К тому же наблюдающееся уже долгое время падение курса доллара по отношению к курсу евро делает американские товары привлекательными для европейских покупателей.

Острейшие противоречия имеют место на автомобильном рынке. «Большая тройка» американских концернов («Ford Motor», «General Motors» и «Daimler – Chrysler») испытывает давление европейских и японских компаний, которые продвигают на рынок экологически чистые и более экономичные по расходам на топливо (на 30 %) дизельные двигатели. В странах Евросоюза и Японии резко увеличилась продажа «гибридных» автомобилей и внедорожников на базе легковых автомобилей.

Еще одной иллюстрацией противоречивого характера экономических отношений США и стран Евросоюза может служить торговля продуктами виноградарства и виноделия. Для французских виноделов американский рынок – один из наиболее перспективных. Ежегодно они зарабатывают там 790 млн евро (это около 10 % общей выручки от экспорта вина).

В 2003 г. экспорт французского вина в США упал на 11 %. Продукция французских виноделов пала жертвой американского патриотизма: когда Франция отказалась поддержать вторжение войск США в Ирак, американцы объявили бойкот некоторым французским товарам, в том числе и вину. Но продажи падают и по другой причине: курс евро растет, и французские вина становятся слишком дорогими для рядового потребителя.

Торговля вином не в первый раз становится средством давления на европейские страны. Когда в 60-е годы XX в. генерал Ш. де Голль боролся против «долларизации» экономики Франции, его программа усиления роли золота привела к резкому обострению франко-американских противоречий. В США были проведены манифестации, участники которых требовали свертывания всех франко-американских экономических отношений. В Чикаго, протестуя против действий руководства Франции, французское вино выливали на землю.

В последние годы во внешней торговле стран Евросоюза и США происходят большие изменения. Увеличение экспорта европейских товаров приводит к улучшению состояния торгового баланса стран ЕС.

Изменяется и товарная структура международной торговли. В экспорте из стран Евросоюза растет доля машин и разнообразного промышленного и транспортного оборудования, в частности в связи со строительством в США высокоскоростных железных дорог. Наряду с промышленными изделиями страны ЕС вывозят в США напитки, изделия Высокой моды, парфюмерию, ювелирные украшения, игрушки и сувениры.

Относительно высока в европейском импорте из США доля топлива и сырья (каменный уголь, отдельные виды нефтепродуктов, цветные металлы и др.), некоторых продуктов сельского хозяйства (хлопок, кукуруза, соя и др.), различных видов промышленного оборудования.

Меняются и капиталопотоки между США и странами Евросоюза. Если в первые годы после окончания Второй мировой войны в европейской экономике преобладал американский инвестиционный капитал, то в настоящее время увеличились инвестиции стран ЕС в хозяйство США. Так, по данным Национального института статистики и экономических исследований Франции, в 1990–2001 гг. прямые капиталовложения Франции в экономику США в 4 раза превышали инвестиции США во французскую экономику:

Уровень открытости экономики стран Евросоюза значительно выше, чем экономики

Уровень открытости экономики стран Евросоюза значительно выше, чем экономики США. Это проявляется, в частности, в участии стран ЕС в международных капиталопотоках. Сегодня Европа – крупнейший экспортер прямых инвестиций. В конце XX в на страны ЕС приходилось более 60 % мирового экспорта капитала. В этот период объем прямых инвестиций из западноевропейских стран в другие регионы в 1,7 раза превышал экспорт капиталовложений из США и Канады, а приток иностранных инвестиций в европейскую экономику был в 1,2 раза больше, чем в экономику других регионов мира.

В конце XX в доля накопленных в Западной Европе прямых иностранных инвестиций составляла 13,9 % ВВП региона (аналогичный показатель в мире в целом – 10,6 %, в группе развитых стран – 9,6 %), а доля прямых капиталовложений Западной Европы составляла 16,2 % ВВП инвестируемого региона (в мире в целом – 10,4 %, в группе развитых стран – 12,0 %).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Поиск
Разделы