Евросоюз и Китай: поиски стратегического партнерства

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход к открытому обществу в расчете на приток в страну иностранного капитала для модернизации и развития промышленного производства и других отраслей экономики. Важное место в реализации реформ заняли мероприятия правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций. С этой целью создаются специальные зоны, где иностранным компаниям предоставляются всевозможные льготы (например, разрешается создавать холдинги и т. д.). Особые льготы получают совместные предприятия. Все это способствовало притоку иностранного капитала в страну, а также усилению внешнеэкономического развития и модернизации производительных сил Китая.

Радикально изменилась структура китайской экономики:

Правда, по показателям занятости населения доля сельскохозяйственного производства

Правда, по показателям занятости населения доля сельскохозяйственного производства была более значительной. До начала 80-х годов XX в. в сельском хозяйстве концентрировалось более 70 % рабочей силы, но в 2002 г здесь было занято 47 % населения. Одновременно увеличилось число занятых в сфере услуг (до 28 %) и промышленности (до 25 %). Сравнительно низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве – это одна из острых проблем китайской экономики.

Принципиальные изменения в аграрной политике привели к улучшению положения в сельском хозяйстве. Выросли урожаи многих культур. В начале XXI в Китай постоянно занимает первые места в мире по годовому сбору зерновых (457,0 млн т – 22,1 % мирового производства), в том числе риса (200,5 млн т – 35,0 %), пшеницы (114,4 млн т – 19,6 %) Китаю принадлежит 2-е место в мире по производству кукурузы. Важной отраслью сельского хозяйства стало свиноводство.

По темпам роста в конце XX – начале XXI в промышленность существенно опережает все другие отрасли экономики. Например, в 2003 г выпуск продукции черной металлургии увеличился на 97 % (200 млн т стали), цемента – на 121 %, автомобилей – на 87 %. Все больше инвестиций получает промышленность. Вложения в обновление основного капитала возросли на 27 %, что обеспечило около 5 % прироста ВВП. Особенно активный инвестиционный процесс (увеличение капиталовложений на 39 %) имел место в обрабатывающей промышленности.

Огромных масштабов достигает производство товаров длительного пользования. Например, в 2003 г выпуск телевизоров увеличился на 26 %, холодильников – на 40 %, кондиционеров – на 59 %, компьютеров – на 120 %.

Общие темпы роста промышленного производства Китая в 2003 г составили 12,5 % (на крупных и средних предприятиях – 17 %, на дочерних предприятиях иностранных фирм – 20 %). В итоге обрабатывающая промышленность КНР выходит на 1-е место в мире.

Но Китай обладает также мощной добывающей промышленностью: в 2002 г. – 1-е место в мире по добыче угля (1,6 млрд т), в 2003 г. – 5-е место в мире по нефтедобыче, а также 1-е место по производству химических удобрений.

Большое внимание Китай уделяет развитию атомной энергетики. Уже к 2010 г. КНР намерена увеличить ежегодное количество вырабатываемой на АЭС электроэнергии до 16 млрд кВт-ч, а к 2015 г. – до 32 млрд кВт ч.

Важное место в китайской промышленности занимает текстильное производство. На долю двух основных «текстильных держав» современного мира – Китая и Индии – приходится сейчас 40 % мирового производства тканей.

Китайцы, уже «оккупировавшие» нижний ценовой сегмент европейского рынка одежды, теперь стремятся захватить средний. Только в начале 2005 г. экспорт китайских текстильных товаров в Европу вырос на 46 %, а по отдельным товарам рост был в 10 раз больше. От экспансии Китая на европейский рынок особенно страдают итальянцы (они обеспечивают 8 % мирового экспорта одежды). По прогнозам Всемирной торговой организации, примерно через два года Китай будет контролировать половину всего мирового текстильного рынка (сейчас – около 25 %).

Бурно развивается транспортное хозяйство Китая. По объему пассажирских и грузовых перевозок железнодорожный транспорт КНР вышел на 1 – е место в мире. Ведутся большие работы по строительству шоссейных дорог, модернизации морских портов и авиационных терминалов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Поиск
Разделы