Евросоюз и Китай: поиски стратегического партнерства

Конечно, наличие сегодня конкретных расхождений в интересах стран Евросоюза и КНР является одной из причин недостаточных темпов роста китайско-европейского сотрудничества. Китай обеспокоен расширением ЕС. В начале 2004 г. он вел переговоры о получении компенсации за те экономические потери, которые понесет после вступления в ЕС «новых» членов. Предложения Китая не были приняты руководством ЕС, но, очевидно, переговоры продолжатся.

Со своей стороны, Европейская комиссия недовольна введением Китаем ограничений на экспорт коксующегося угля. Кроме того, китайские власти сократили компенсацию НДС на экспортируемый уголь до 5 % и увеличили стоимость лицензий на экспорт объемов угля, превышающих квоты. В Европе считают этот шаг нарушением правил внешней торговли и грозят Китаю разбирательством во Всемирной торговой организации, если торговые барьеры не будут сняты. Китай сократил выдачу квот на экспорт угля (прежде всего в Европу и Японию), чтобы гарантировать его поставку своей бурно развивающейся промышленности и энергетике. Евросоюз недоволен тем, что эти ограничения привели к росту цен на уголь для европейских производителей стали (с 79 долл. за 1 т в 2002 г. до 350 долл. за 1 т в начале 2004 г.). По мнению чиновников из Еврокомиссии, еще ни один торговый спор между двумя сторонами не был так близок к юридическому разбирательству в ВТО.

Отношения Китая с основными экономическими партнерами становятся более напряженными. Показателен и тот факт, что отрицательное сальдо внешней торговли КНР с США и странами Евросоюза увеличивается. Наличие серьезных причин, сдерживающих расширение партнерства ЕС с Китаем, не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о перспективах сотрудничества ЕС и Китая, так как все зависит от развития политической ситуации как в Китае, так и во всем мире.

Решающее значение имеет политическое положение в Китае. А это неизбежно означает необходимость учитывать итоги XVI съезда компартии Китая (2002) и анализировать результаты деятельности нового политического руководства. Со сменой власти резких изменений в политике КНР не произошло. Однако очень многое будет зависеть от того, как новое руководство решит задачу, которую перед ними поставил съезд, – добиться лояльности предпринимателей к компартии Китая.

События последних лет показали, что китайское правительство продолжает курс глубоких реформ, поощряя частную собственность, приватизируя крупные госпредприятия и одновременно проводя активную социальную политику. Поправки, внесенные в Конституцию страны, предоставили частным предприятиям все права в области инвестиций, налогообложения, землепользования и участия во внешней торговле. Очевидно, в этих условиях политика властей КНР по укреплению сотрудничества с другими странами будет совершенствоваться. Перспективы во многом зависят и от направления военной политики Китая, и от отношения к наращиванию военной мощи КНР со стороны других стран.

Военно-техническая дружба Китая с Западом, и в частности со странами Западной Европы, прервалась в июне 1989 г., когда Евросоюз и США ввели эмбарго на поставку вооружений и военной техники Китаю. Впрочем, вводя санкции, прагматичные европейцы оставили для себя возможность в значительной мере сохранить китайский рынок. Евроэмбарго касалось только поставок так называемой смертоносной (lethal) военной техники и оружия. Экспорт в Китай электроники, авионики и т. п., тем более продукции двойного назначения, был разрешен. Более того, определение условий экспортных ограничений на уровне конкретного государства оставили на усмотрение национальных правительств. Только в 1990–1997 гг. страны ЕС заключили новые соглашения и осуществили поставки по старым контрактам (заключенным до введения эмбарго) на сотни миллионов долларов.

Но, несмотря на введение эмбарго, Китай продолжал создавать современные эффективные вооруженные силы. Его военные расходы постоянно возрастали. По оценкам Международного института стратегических исследований, по объему расходов на военные цели Китай обошел такие страны, как Франция, Великобритания, Япония и Италия. Военное строительство в Китае нацелено на создание сил, способных успешно действовать в крупных сухопутных, а возможно и морских, региональных войнах в прилегающих к Китаю районах, в том числе с применением ядерного оружия.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Поиск
Разделы