Сотрудничество Евросоюза с Японией, Бразилией и другими странами

Широкое проникновение японских товаров и капиталов на рынки стран Евросоюза вызывает в Европе неоднозначную реакцию. С одной стороны, это беспокойство, заставляющее европейцев объединять свои усилия. С другой – в Европе приветствуют создание новых рабочих мест. С приходом японского капитала многие европейские предприниматели связывают перспективы более успешной конкуренции с США.

В свою очередь, и Япония ищет противовес США В частности, японцы считают, что евро покончит с доминированием доллара в международной валютной системе. Знаменательным для Японии стал 2003 г., когда японская компания «Toyota Motor» была признана 2-й по величине автомобилестроительной компанией в мире (1-я – американская «Ford Motor»),

Одновременно участились случаи слияния и поглощения японских и западноевропейских компаний. Например, объединились европейский концерн «Renault» и японский «Nissan Motor», а шведская группа «IKEA» создает в районе Токио сеть из 8 – 12 магазинов.

Важным этапом в развитии отношений между Японией и Евросоюзом стало подписание в 1991 г. «Декларации об укреплении сотрудничества в различных сферах политики». Были разработаны принципы и цели двухстороннего диалога и кооперации. В 2000 г. стороны объявили о начале реализации 10-летней программы партнерства. ЕС и Япония имеют много общих интересов в области внешней торговли.

В последние годы особенно широко развивается сотрудничество между странами Евросоюза и Японией в таких областях, как промышленная политика, НИОКР, охрана окружающей среды; обсуждаются вопросы, связанные с решением глобальных проблем (международная безопасность, ядерная энергетика, гуманитарная помощь, борьба с терроризмом, проблема транснациональной преступности и др.); проводятся «круглые столы» европейских и японских промышленников; учрежден совместный форум по науке и технологии; создан японо-европейский центр по промышленному сотрудничеству.

Японские телекоммуникационные компании «Flag Telecom» и «Sea-McWe» в 2004 г. объявили о намерении связать Восточную Азию и Европу единой компьютерной сетью. Для этого проекта, получившего название «Falcon», под Индийским океаном и Средиземным морем будут проложены оптоволоконные кабели.

Евросоюз и Япония выступают за развитие новых форм международного сотрудничества не только регионального характера, но и межконтинентального. Они являются инициаторами и активными участниками трансконтинентального форума «Европа – Азия», трансатлантических форм связи, объединяющих страны ЕС и страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. На одной из азиатско-европейских встреч была принята «Декларация о солидарности Европы и Азии и намерениях активизировать экономическое взаимодействие».

Отношения Евросоюза и Японии не лишены противоречий. Существуют радикальные отличия в формах предпринимательства в Японии и в странах Европы. Экономическая стратегия европейца определяется волей потребителя и правом бизнесмена на прибыль. Главным же для японского предпринимателя является борьба против всего, что представляет опасность для японской нации, за единство всего японского, а также культ дисциплины и системы иерархии.

В качестве примера обратим внимание на реакцию японских правящих кругов на некоторые стороны политики Франции. В свое время, когда Франция решила возобновить ядерные испытания в южной части Тихого океана, Япония призвала к бойкоту французских товаров. Поддержка покупателями этого призыва могла серьезно ударить по французской индустрии предметов роскоши, так как почти 50 % продаж французских товаров экстракласса в Азии (а это 15 % мировых продаж) приходится на Японию.

В свою очередь, несколько лет назад во Франции был принят специальный закон с целью воспрепятствовать вывозу из страны частных коллекций и предметов дворцовых интерьеров, которые рассматриваются как национальное достояние. А наиболее активен в этой сфере японский капитал. Так, одна из японских компаний уже приобрела 10 замков в разных департаментах Франции. Главная задача французского правительства заключалась в том, чтобы пресечь спекулятивную деятельность и сохранить исторические реликвии страны.

Но для современного этапа отношений между странами Евросоюза и Японией характерны не столько противоречия, сколько тенденция к расширению и совершенствованию связей. Пожалуй, наиболее ярко она проявилась в подписанном в 1996 г. плане «20 действий для 2000 года», который представлял собой декларацию о намерениях крепить сотрудничество.

В 2004–2005 гг. в Японии стали много говорить о появлении в советах директоров ряда крупных японских компаний «голубоглазых» (для японцев это название означает «варвар», «чужак», «европеец»). Прецедент создал Карлос Гон, руководитель одной из ведущих автомобильных фирм Японии «Nissan Motor», слившейся с французским концерном «Renault». Гона сначала ругали за то, что он закрыл 3 завода и сократил тысячи рабочих мест, а потом назвали спасителем «Nissan Motor», которой в 1999 г. грозило банкротство. Поставив перед компанией масштабные задачи по сокращению издержек и увеличению доходов (для этого приходилось прибегать и к безжалостным мерам), он добился успеха. Спасение «Nissan Motor» подталкивает руководителей и других японских фирм к тому, чтобы копировать методы «европейца» Гона.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Поиск
Разделы