Проблемы машиностроения. Достижения в авиационной и ракетно-космической промышленности

(создано американской фирмой «Hamilton Sundstrand» и российским научно-производственным объединением «Наука») станет поставщиком теплообменников системы кондиционирования для самого большого в мире пассажирского авиалайнера А-380, серийное производство которого должно начаться в 2006 г. Это первый опыт поставки российских высокотехнологичных комплектующих; раньше российские компании предоставляли только полуфабрикаты и небольшие детали.

В 2003 г. в Москве открыт инженерный центр «ЕКАР», который создает агрегаты и комплектующие для западноевропейских самолетов. Он станет координатором проектных работ «Airbus Industrie» с российскими конструкторскими бюро и создателем рабочих чертежей для производства деталей самолетов в России. Создание «ЕКАР» – это выход России на мировой рынок высоких технологий.

Началась реализация масштабной российско-европейской программы из 25 совместных проектов почти на 800 млн евро (в дальнейшем предполагается увеличение стоимости программы минимум до 1,6 млрд евро). На втором этапе программы увеличатся закупки в России авиадеталей из титана и алюминия (сейчас российская группа «ВСМПО – Ависма» обеспечивает 55 % потребностей «Airbus Industrie» в титане). Алюминиевые конструкции для самолетов А-320 предполагается производить на заводах «РусАл» в Белой Калитве и Самаре.

Основная продукция российской корпорации «Иркут» (она объединяет Иркутский и Таганрогский авиазаводы и ряд других активов) – истребители Су-ЗОМК и самолеты-амфибии Бе-200. Компания уже имеет успешный опыт международного сотрудничества – производство отдельных элементов конструкции фюзеляжа для западноевропейских самолетов. В 2004 г. концерны «EADS» и «Иркут» подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Началась совместная работа по созданию очень перспективного самолета-амфибии Бе-200 (стоимость – 25 млн долл.). Проведенные «EADS» исследования показали, что в течение 20 лет может быть продано до 320 этих самолетов, незаменимых в борьбе с пожарами. «EADS» помогает продвигать на западные рынки Бе-200, к тому же в 2004 г. купил 10 % акций «Иркута».

Производственные мощности авиакосмической отрасли Западной Европы оцениваются в 60 млрд евро (один «Airbus Industrie» производит в год около 400 самолетов). Для всемерного развития российской авиационной промышленности правительство России решило создать «Объединенную авиастроительную компанию» («OAK»), в которую войдут все отечественные производители авиационной техники. Это должно обеспечить России место в пятерке ведущих мировых производителей авиатехники и получение прибыли до 8 млрд долл. в год. Другая цель создания «OAK» – сохранение технологической независимости российского авиапрома, осуществление совместных проектов, в том числе со специалистами из стран Евросоюза, сохранение позиций на рынке военной авиатехники, выход нашей гражданской авиапродукции на мировой рынок.

Еще одной важной сферой европейско-российского сотрудничества является производство вертолетов. Ведущей компанией в Европе является «Eurocopter»

(2-е место в мире). Эта дочерняя компания концерна «EADS» контролируется французским и немецким капиталом. В России ведущей «вертолетной» фирмой является компания «Евромиль», созданная в 1994 г. Московским вертолетным заводом, Казанским вертолетным заводом и концерном «Eurocopter» (каждый из акционеров имеет по 33,3 % акций компании). Но после введения в России ограничения (до 25 %) на участие иностранных компаний в уставном капитале совместных авиапромышленных фирм и запрещения иностранным гражданам занимать в таких компаниях руководящие должности «Eurocopter» вышел из проекта. Тем не менее сотрудничество с франко-германским концерном будет продолжено в 2007 г., когда начнется серийное производство вертолета Ми-38.

Перейти на страницу: 1 2 3

Поиск
Разделы