Проблемы сотрудничества в некоторых отраслях промышленности

намерен построить в Карелии еще и мебельную фабрику. Половину необходимого сырья шведы предпочитают заготавливать сами прямо в Карелии, где они возьмут в долгосрочную аренду участок леса, а недостающую древесину – будут закупать у местных леспромхозов. Разместив в Карелии лесопильно-мебельное производство, работающее в единой технологической цепи – от заготовки древесины до выпуска готовой продукции, «IKEA» сможет значительно сократить производственные затраты и снизить цены на свою продукцию, которая будет направляться не только на российский рынок, но и на рынки других европейских стран.

Сотрудничество с иностранным капиталом осуществляют многие крупные компании. В 5 крупнейших совместных предприятиях леспрома России работают 84 тыс. человек (8,4 % от общей численности занятых в отрасли). Ежегодный доход этих компаний составляет 2,2 млрд долл. (26,6 % от общей стоимости объема производства). Сотрудничество крупного российского капитала с иностранными компаниями поможет обеспечить эффективное развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности России.

Химический комплекс в России, как и во многих других странах, развивается чрезвычайно неравномерно. В стоимости российской промышленной продукции его доля сократилась с 6,9 % в 1990 г до 4,7 % в 2000 г. Продолжали успешно развиваться только отрасли органического синтеза (производство пластмасс, химических волокон, синтетического каучука и др.) В настоящее время ведется строительство предприятий для крупного экспортного производства полимерных материалов.

Не снижает темпов развития также фармацевтическая промышленность Объем фармацевтического рынка России (в потребительских ценах) составлял (в млрд долл.):

2001 г – 4,2;

2002 г – 4,85;

2003 г – 5,5;

2004 г – 6,3;

2005 г (прогноз)– 7,2.

Российские предприятия укрепляют связи с ведущими фармацевтическими предприятиями стран Евросоюза, но держатся довольно независимо. Так, долгое время подвергалась критике за отсутствие новых перспективных разработок британская компания «GlaxoSmithKline». Но в 2003 г компания разрабатывала 147 новых препаратов и были готовы к выпуску 20 препаратов, каждый из которых вполне мог дать объем продаж более чем в 1 млрд долл. в год. Судя по всему, ведущие фармацевтические концерны Запада готовились к завоеванию мирового рынка, однако в России они натолкнулись на стремление отечественных предприятий усилить собственные позиции.

Известная немецкая фармацевтическая компания «Stada»

в 2004 г купила фирму «Нижфарм» (Нижний Новгород) – один из крупнейших российских производителей лекарств (доля на российском рынке – 5 %). Иностранный контроль над фирмой обойдется покупателю в 80–85 млн евро ежегодно.

В России насчитывается около 19 тыс. аптечных учреждений и только около 40 % из них находятся в государственной или муниципальной собственности, причем в будущем возможна приватизация большинства государственных аптек.

Близкая к этому ситуация наблюдается в парфюмерно-косметическом производстве. Сегодня российский парфюмерно-косметический рынок считается самым быстрорастущим в мире: объем продаж ежегодно увеличивается на 20–25 % (в западных странах – менее чем на 3 %). Каждый год на прилавках появляются сотни новых косметических брэндов из различных стран. Однако больше всего торговля с Россией интересует такие транснациональные корпорации, как «Beiersdorf», «L'Oréal Group», «Procter and Gamble» и др. Они активно (по 3–5 % ежегодно) завоевывают российский косметический рынок.

Сильной стороной западных парфюмерно-косметических предприятий является стремление к инновациям и большие расходы на рекламу. Например, рекламная компания «Procter and Gamble»

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поиск
Разделы