Проблемы сотрудничества в некоторых отраслях промышленности

Французская фирма «Danone»

входит в число крупнейших компаний (на ее предприятиях занято более 70 тыс. человек) агропромышленного комплекса Евросоюза (4-е место в Европе и 8-е место мире). По выпуску минеральной воды и молочных продуктов она занимает 1-е место в мире, а по производству кондитерских изделий – 2-е место. Ее годовой оборот составляет около 50 млрд евро.

В 1994 г. компания «Danone» приобрела контрольный пакет акций московской кондитерской фабрики «Большевик» и начала модернизацию производства. В 2003 г. объем продаж «Большевика» составил более 60 млн долл. Годовой объем выпуска бисквитов превышает 700 тыс. т. Кроме того, концерн «Danone» создал в России производство некоторых новых видов молочнокислых продуктов.

Компания постоянно ищет способы расширить свое присутствие на российском рынке. В 2004 г. она купила у испанской фирмы «Chupa-Chups» ее российское подразделение – компанию «Шок энд Ролле» в Санкт-Петербурге. Оборот этого предприятия, специализирующегося на выпуске рулетов под торговой маркой «Торнадо», в 2003 г. составил 20 млн евро. Покупка «Шок энд Ролле» (на долю ее продукции в 2003 г. приходилось около 23 % рынка) позволит руководству «Danone» увеличить объем продаж в Сибири и на Урале. По мнению аналитиков, у «Danone» есть все шансы обогнать основного конкурента – датскую компанию «Dan Cake» (ее бисквиты также занимают около 23 % российского рынка).

Холдинг «СладКо» (владелец – норвежский концерн «Orkla»)

стал первой российской кондитерской компанией, разместившей производство за границей: голландская компания «Helwa» начинает производить для «СладКо» деликатесные вафли «Ле Гантэ».

Обостряется конкурентная борьба между российскими и иностранными компаниями в сфере плодоовощного консервного производства. В 2004 г. две французские транснациональные корпорации заявили о расширении своего присутствия на российском рынке: «Bonduelle»

строит консервный завод на Кубани, а «СЕСАВ»

интересуется крупнейшим консервным комбинатом «Крымский». Создание своего производства в России – вполне закономерный шаг для иностранных фирм. Сегодня иностранные «консервные» компании контролируют уже более 90 % российского рынка (в том числе более 70 % – французские и венгерские фирмы). В свою очередь, и отечественные производители, создав несколько новых компаний, стремятся увеличить свою рыночную долю.

На рынке замороженных продуктов (в 2003 г. его объем составил почти 2 млрд долл.) доминируют иностранные производители (в торговле их продукции около 75 %). В основном это польская компания «Hortex»

(24 %) и датская «Sirena»

(7,1 %).

Западноевропейские компании активно участвуют в развитии российской пивоваренной промышленности. Так, голландская компания «Heineken»

(ее завод в Санкт-Петербурге обеспечивает 4,3 % российского рынка пива) в 2004 г. проявила интерес к рынку Урала и Сибири и приобрела новосибирский завод «Собол Вир» (цена сделки – 50–60 млн долл.). Благодаря этой покупке, а также недавнему приобретению заводов «Волга» (в Нижнем Новгороде) и «Шихан» (в Стерлитамаке), «Heineken» увеличивает свою долю рынка до 7,5 % и обеспечивает рост продаж на 15–20 % в год. Такое решение было логичным шагом: конкуренция на Урале и в Сибири гораздо ниже, чем в европейской части страны.

Бельгийский холдинг «SUN Interbrew»

занимает в России 2-е место после лидера отрасли – российской фирмы «Балтика» (с участием шведского капитала). «Балтика» контролирует 22 % пивного рынка России, a «SUN Interbrew» – около 15 %.

С участием компаний из стран Евросоюза, в частности французских фирм, модернизировано несколько сахарных заводов, построен комбинат детского питания в Азове, введен в строй завод по производству 50 тыс. т солода в год, что обеспечивает 40 % потребностей пивоваренных предприятий на территории Российской Федерации.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Поиск
Разделы