Партнерство в сфере услуг

Подавляющая часть контейнеров ввозится в Россию через морские порты. Среди основных участников перевозок – крупные европейские компании. В портах северо-запада страны наряду с «Национальной контейнерной компанией» («НКК»), которой принадлежит морской терминал в Санкт-Петербурге (мощность – 600 тыс. контейнеров в год), действует питерский концерн «Орими», совместно с германской компанией «HHLA» управляющий Петроленпортом. На Финском заливе строится еще один терминал – в Усть-Луге (мощность – 1,5 млн TEU). Работы (их завершение ожидается к 2007 г.) ведет компания «Балтийский контейнерный», которой владеют «НКК» и европейская компания «Eurogate».

Другой портовый регион – Дальний Восток. Контейнерным терминалом в порту Восточный управляет компания «Восточный международный контейнерный сервис», которая принадлежит иностранному капиталу.

При оценке уровня развития контейнерных перевозок отмечается отставание России от других европейских стран: в Западной Европе 1 контейнер приходится на 10 человек, а в России – на 100, и при самом благоприятном развитии событий через 10 лет мы сможем достичь только половины нынешнего европейского уровня контейнеризации. На российских железных дорогах доля контейнерных перевозок составляет лишь небольшую часть общего грузопотока.

Но конкурентное преимущество России на мировом рынке контейнерных перевозок – уникальная транспортная система, состоящая из Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Эта система может обеспечить доставку контейнеров из Юго-Восточной Азии в Европу чуть ли не вдвое быстрее, чем традиционным морским путем через Суэцкий канал. Для повышения эффективности ее использования необходима модернизация дороги, увеличение скоростей, продление маршрута до Республики Корея, а также формирование ускоренных контейнерных поездов. Опыт эксплуатации таких поездов уже есть у стран Евросоюза, которые создали самую крупную в мире систему скоростного железнодорожного транспорта.

У компании «Российские железные дороги» тоже есть ускоренные контейнерные поезда. В настоящее время такие товарные поезда, которые следуют четко по графику, перевозят почти все внешнеторговые грузы, однако на внутренних перевозках их доля составляет всего 27 %.

Для бесперебойного железнодорожного сообщения между Россией и Западной Европой большое значение имеет организация перехода с российской широкой колеи на узкую европейскую. Специалисты из Санкт-Петербурга уже разработали систему автоматической передвижки колес, которая значительно сокращает простои на границе.

Затрудняет развитие контейнерных перевозок в России также отсутствие логистических центров, которые координируют складское и транспортное обслуживание, предоставляют информационное обеспечение и контролируют движение грузов. И здесь особенно важно использовать опыт, накопленный западноевропейскими фирмами (например, французская компания «FM Logistics» уже активно действует в нашей стране). Растут и российские инвестиции в развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Сегодня они оцениваются в сотни миллионов долларов в год.

Российским производителям не хватает железнодорожных вагонов. Группа международных инвесторов планирует вложить в лизинг вагонов примерно полмиллиарда долларов. Компания «Brunswick Rail Leasing» заявила о желании приобрести в России не менее 10 тыс. вагонов на общую сумму 500 млн долл. Роль лизинговой компании состоит в том, чтобы привлечь с международного рынка сравнительно дешевые деньги и вложить их в производство наиболее востребованной грузоотправителями техники.

С проблемой использования транспортных контейнеров в какой-то степени связаны паромные перевозки; в этой сфере компании России и стран Евросоюза сотрудничают очень тесно. Наиболее развито паромное сообщение на Балтийском море, отсюда и тот интерес, который проявляют к Санкт-Петербургу крупнейшие операторы рынка паромного сообщения. Каждый год паромы перевозят здесь около 160 млн пассажиров и более 50 млн легковых автомобилей. Особенно быстрыми темпами увеличиваются перевозки, связанные с Россией.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Поиск
Разделы