Научно-технические связи

Для координации научно-технического сотрудничества России и Евросоюза создан ряд специальных организаций, например Комитет Россия – ЕС по сотрудничеству в области науки и техники. На основе рекомендаций и решений этого комитета в России созданы специальные центры по взаимодействию с ЕС: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Основная задача этих центров – информационно-консультативное обеспечение участия российских ученых и исследовательских организаций в научных программах стран ЕС.

Отдельным направлением сотрудничества с европейскими международными организациями, финансирующими российские исследования и разработки, является взаимодействие с Международной ассоциацией содействия сотрудничеству с учеными стран СНГ (ИНТАС), учредителями и членами которой являются Европейская комиссия и около 20 западноевропейских стран. За время своего существования ИНТАС финансировала более 1000 российских проектов.

Особое место в научном взаимодействии между Евросоюзом и Россией занимают программы технического содействия сотрудничеству со странами СНГ (ТАСИС). Эти программы призваны содействовать использованию в России и других странах СНГ западноевропейских «ноу-хау» в различных секторах рыночной экономики и управления хозяйством на федеральном, региональном и местном уровнях.

Решение об оказании технического содействия СССР принято в Брюсселе в декабре 1990 г., и сразу же началась реализация первой программы. После распада СССР были приняты и введены в действие новые индикативные программы технического содействия России, рассчитанные на конкретные периоды: 1992 г., 1993–1995 гг. и 1996–1999 гг. В течение 1991–1998 гг. на разработку и осуществление более 2000 конкретных проектов было выделено 1200 млн экю. Кроме того, Россия является участником региональных программ ТАСИС.

Первоначально для оказания содействия были избраны 5 областей:

• производство и распределение продовольствия;

• энергетика (включая ядерную безопасность);

• транспорт;

• услуги;

• обучение.

Но на практике программы ТАСИС распространились и на такие сферы, как

• приватизация;

• поддержка мелких и средних предприятий;

• создание рыночной инфраструктуры;

• организация службы социальной адаптации и трудоустройства безработных;

• совершенствование структуры и деятельности местной администрации.

В ходе осуществления программ ТАСИС выявились недостатки проекта, которые вызвали критику и в России, и в странах Евросоюза. Одним из недочетов признавалось ограниченное участие российской стороны в процессе принятия решений. К реализации проектов редко привлекают российские предприятия и организации, в результате Россия лишается источников получения дополнительных валютных доходов. Российская сторона практически отстранена от участия в мониторинге эффективности реализуемых проектов. Выбор экспертами ЕС проектов для финансирования не всегда носит объективный характер. К тому же у России имеются претензии к деятельности западноевропейских участников проектов. И более того: значительная часть средств (около 80 % бюджета ТАСИС) идет на оплату западных экспертов.

Огромную роль в развитии научного сотрудничества играют культурные связи между Россией и европейскими странами. Они призваны изменить характер взаимоотношений между народами России и Европы, что особенно важно для молодых поколений. Культурное сотрудничество развивается благодаря усилиям десятков тысяч людей и множества организаций (творческие союзы, университеты, музеи, библиотеки, научные ассоциации и т. д.) и при содействии бизнеса.

Осуществляется сотрудничество России и европейских стран в подготовке кадров. С экономической точки зрения весьма эффективна отраслевая форма организации обучения. Например, одна из крупнейших газовых фирм в Западной Европе – «Gaz de France» и компания «Газпром» открыли в Москве учебный центр для подготовки российских специалистов в области новых технологий газового хозяйства.

Перейти на страницу: 1 2 3

Поиск
Разделы