Перспективы развития сотрудничества России и Евросоюза

Положительное влияние на развитие нашего сотрудничества со странами Евросоюза оказывает рост политической стабильности в стране, улучшение экономического положения, принятие важных законодательных актов.

Будущее экономического сотрудничества зависит также от решения такого общеполитического вопроса, как борьба с международным терроризмом и наркобизнесом. Европа переживает в настоящее время наркоагрессию из регионов Центральной Азии. Решить эту проблему можно, сочетая силовой подход (уничтожить все опиумные поля и обязать население занимать эти территории посевами риса, кукурузы и т. п.) с эволюционным (воспитывать людей, повышать уровень их жизни). Для решения таких задач требуется укрепление связей и сплочение усилий всех заинтересованных стран.

В сфере научно-технического и культурного сотрудничества имеются не только значительные достижения, но и серьезные проблемы. Очевидно, дальнейшее расширение сотрудничества должно идти за счет развития новейших направлений науки и техники, улучшения подготовки кадров, усиления контактов между учебными и научными учреждениями России и стран Евросоюза. Для этого необходимы усилия обеих сторон.

Очень важное значение имеет согласование позиций Российской Федерации и Евросоюза в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. В 2004 г. подписан протокол о завершении шестилетних переговоров и в приложениях к нему зафиксированы условия доступа западноевропейских компаний на российский рынок товаров и услуг. Достигнутые договоренности не только учитывают экономические интересы ЕС, но и отвечают основному принципу российской позиции на переговорах – присоединяться только на выгодных для России условиях. Нам удалось убедить европейцев отказаться от большинства первоначальных требований, касающихся внутрироссийского рынка энергоносителей. Руководство ЕС не настаивает на отмене экспортных пошлин на энергоносители и экспортной монополии «Газпрома», допуске иностранцев к строительству газопроводов в России и повышении внутренних цен на газ. Россия берет на себя два обязательства:

1) цены на газ на внутреннем рынке должны полностью покрывать все издержки газодобывающих компаний, включая инвестиционную составляющую (как это и происходит сейчас);

2) экспортные пошлины на энергоносители не должны подниматься выше нынешнего уровня. Россия заверила европейцев, что будет соблюдать энергетическую стратегию российского правительства, которая предусматривает до 2010 г. поэтапное повышение цен на газ.

Нашей стороне удалось сохранить ограничение на открытие филиалов зарубежных банков в России и 50-процентный лимит для участия иностранцев в совокупном капитале российской банковской системы. Сегодня иностранные банки открывают в России лишь дочерние структуры, а не филиалы. Различие между ними существенное: дочерний банк работает по российским правилам и подчиняется российскому законодательству, а филиал – по правилам своей страны.

Важные решения были приняты по доступу на рынки товаров и услуг. Россия обязалась снизить средний уровень импортных пошлин до 7,6 %, при этом пошлина на рыбу не превысит 11 %, на сельхозтовары – 13 %, квоты на импорт мяса и курятины составят 600 млн евро в год. Будут снижены импортные тарифы на самолеты, комплектующие и автомобили.

С 2007 г. Россия должна ликвидировать монополию компании «Ростелеком» на дальнюю связь и снизить сборы за пролет иностранных самолетов над своей территорией. Европейским страховщикам, которые уже занимаются страхованием жизни и обязательными видами страхования на нашей территории, Россия после вступления в ВТО предоставит еще более льготный режим, в частности право на трансграничное страхование международных перевозок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Поиск
Разделы