Заключение

Долгое время Евросоюз не признавал политику руководства России в Чечне, внутреннем регионе страны. Когда же были совершены террористические акты в США, а затем и в других странах, позиция ЕС начала меняться. Разделение террористов на «плохих» и «хороших», призывы вести переговоры с убийцами стали вызывать все большую критику со стороны общества самих европейских стран. А после взрывов, прогремевших в 2004 г. в Мадриде и Беслане и в 2005 г. в Лондоне, стало ясно, что необходимы решительные действия всех стран. Это содействовало изменению официальной позиции руководства ЕС.

Сближение России и стран Евросоюза происходит по многим аспектам, в частности в сфере законодательства. Процесс взаимообогащения традиций и национальных культур идет очень интенсивно, и по мере продвижения России по пути реформ роль этого процесса будет возрастать.

Однако есть один вопрос: надо ли России стремиться к членству в Евросоюзе? Конечно, вступив в ЕС, Россия смогла бы полнее использовать выгоды от региональной интеграции, лучше защититься от внешних экономических и финансовых потрясений. Но руководители ЕС к принятию России в Союз относятся негативно: одни только размеры нашей территории создадут для них массу проблем. Попросту говоря, ЕС вряд ли сможет «переварить» такого огромного соседа, да еще учитывая наши особенности: и исторические, и этно-политические, и общеэкономические, и социально-психологические, и культурные и др.

А как же быть с лозунгом «Европа от Атлантики до Урала», провозглашенным де Голлем, с которым были согласны многие политические деятели? Во-первых, до Урала, а не до Тихого океана. А во-вторых, можно ведь образовать другое, более «гибкое» объединение, например, создать Общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП), на котором Россия и ЕС будут вести совместную деятельность. Это позволило бы более полно учесть и интересы нашей страны в отношениях с такими удаленными от Европы регионами, как Центральная, Восточная и Юго-Восточная Азия или регион Тихого океана. Думается, что решение вопроса путем создания единого экономического пространства ЕС и России полностью соответствовало бы интересам и нашей страны, и стран Евросоюза ОЕЭП могло бы предусматривать еще более широкое, чем сейчас, сотрудничество во всех областях экономической и социальной жизни, в частности свободное движение товаров, услуг, капиталов и лиц.

В руководящих кругах Евросоюза давно начала формироваться концепция его дальнейшего расширения. Сначала предполагалось признать некоторые страны «соседями» Союза Затем началась разработка стратегического проекта создания «большой Европы», «удлиненной Европы» и, наконец, «Большой Европы».

События, которые происходили в Грузии, на Украине, в Киргизии в 2004–2005 гг., характеризовало немало негативного. Действительно необходимые демократические преобразования в этих странах нередко сопровождались акциями, направленными против России, против исторических традиций многовековой дружбы народов наших стран. К сожалению, некоторые лидеры Евросоюза фактически способствовали обострению политической ситуации. Вообще деятельность представителей ЕС и структур НАТО часто развивалась параллельно. Однако при этом налицо были не только совпадения, но и противоречия.

«С экономической точки зрения Европе и миру совершенно необходимо укрепление отношений с Россией» – так на встрече в Париже лидеров России, Германии, Франции и Испании глава испанского правительства охарактеризовал европейские интересы. «Россия – большой и надежный поставщик [энергоресурсов], в наших интересах развивать сотрудничество в этой области», – отметил канцлер ФРГ. А президента Франции интересует и будущее политическое сотрудничество: «В основном мы говорили о 4 общих пространствах, мы хотим создать новое сообщество России и ЕС».

По мнению многих, США не хотят видеть Россию сильной. Именно так можно понять некоторые действия руководителей американской политики, оказывающих поддержку оппозиционным силам ряда стран СНГ, использующих методы финансово-экономического нажима, вовлечения этих стран в сферу американского влияния. Один из последних примеров – попытки американских дипломатов в Грузии помешать «Газпрому» получить контроль над грузинскими магистральными трубопроводами. Некоторые аналитики считают, что США стремятся не просто устранить потенциального конкурента, но и не допустить «Газпром» в Грузию исходя из политических соображений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Поиск
Разделы