Заключение

Было достигнуто согласие в том, что цель создания ОЕЭП – установление между ЕС и Россией привилегированных отношений путем сближения в области законодательства и регулирования, а также содействие торговле и инвестициям.

Основная проблема Евросоюза, безусловно связанная с дальнейшим расширением его состава, – решение тех противоречий, которые возникают в Союзе. Они обозначились среди «старых» членов Союза еще до весны 2004 г., например об отношении к США. Так, в 2003 г. 10 % населения ЕС (среди французов – 5 %) согласились с тем, чтобы США считались единственной сверхдержавой. А с мыслью о том, чтобы ЕС стал сверхдержавой, не уступающей по мощи США, согласились более 70 % (среди французов – 89 %) жителей стран – членов Союза. Среди «новых» членов ЕС нарастает недовольство своим «второсортным» положением в Союзе, среди «старых» – растут сомнения в формах интеграции, особенно политической.

В 2005 г. эта проблема выдвинулась на первый план. В конфиденциальном докладе, подготовленном группой экспертов и названном «Создавая политическую Европу», говорится, что «новый» Евросоюз, состоящий из 25 государств, оказался на «историческом перекрестке». После своего расширения ЕС столкнулся с тремя глобальными проблемами: «структурным параличом, сокращением демократической базы и неспособностью определить свои окончательные географические границы». Для того чтобы преодолеть всю эту совокупность негативных явлений, которую авторы доклада назвали «структурным кризисом», по мнению аналитиков, необходим «новый курс» – создание нового государственного образования – Соединенных Штатов Европы. Любые другие варианты развития в конечном итоге приведут к краху альянса и появлению «на руинах» нового союзного образования, но с гораздо меньшим числом участников.

По мнению авторов доклада, «путь к единому государственному образованию лежит через создание однородного общества на всем пространстве Евросоюза». Иными словами, все государства, входящие в ЕС, обязаны сформировать практически одинаковые социальные, политические и экономические структуры. Создание союза «нового типа» предлагается начать с реализации 50 новых проектов. Главный из них – значительное увеличение бюджета ЕС за счет введения социального налога, который будут выплачивать все без исключения европейские предприятия. Одновременно ЕС должен сформировать единую индустриальную политику, создать общеевропейские политические партии и расширить полномочия Европарламента.

Этой позиции противостоит позиция Великобритании и ряда «новых» членов Евросоюза. Английские лидеры сразу же заявили, что они не допускают и мысли о передаче в полное совместное ведение Союза вопросов обороны, а также внешней и макроэкономической политики. Здесь многие вспомнили позицию президента Франции Ш. де Голля, который в свое время категорически выступал против приема Великобритании в состав Евросоюза, называя ее «троянским конем американцев».

В ходе развернувшегося «структурного кризиса» особое значение приобрели проблемы экономической и социальной политики. Почему, несмотря на достижения интеграции, Евросоюз до сих пор не стал «локомотивом мировой экономики»? Действительно, гармонизация во многих областях, особенно в торговле и законодательстве, впечатляет. Но порой она имеет формальный характер. Принято 90 тыс. страниц законов, установлений, правил, но при этом до формирования единой экономики, единого общеевропейского рынка Европе еще очень далеко. А многие европейские правительства нередко ловко нарушают принятые единогласно «правила игры» и при этом жалуются на судьбу, которая мешает им «догнать» США.

Сегодня дела в европейской экономике идут неважно (экономическая рецессия, фондовые кризисы, растущая безработица). Европа явно отстает от США по темпам роста производительности общественного труда. А ведь в мире нет другой такой крупной и богатой группы людей, как Европа. Нет в мире и другой такой группы образованных, владеющих почти всеми достижениями науки, техники и культуры людей, как население Европы. Нет и другого региона, который мог бы сравниться с Европой по уровню развития экономической и социальной инфраструктуры.

Это не преувеличение. Очевидно, что при наличии более эффективной политической формы управления полумиллиардным населением, при создании по-настоящему единого рынка, при договоренности о проведении единой внешней и оборонной политики развитие Европы ускорится, более эффективно реализуется колоссальный потенциал «европейской идеи».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Поиск
Разделы