Заключение

Глубину «структурного кризиса» Евросоюза показал процесс утверждения Конституции ЕС. Принятая на римском саммите Союза 29 октября 2004 г., Конституция Европейского союза представляет собой международный договор, в котором систематизированы соглашения, заключенные за годы существования ЕС, предусмотрены гарантии прав человека и политических свобод во всех странах – членах ЕС. Конституция наделяет Евросоюз рядом атрибутов государства, в том числе флагом, гимном, постом президента. Чтобы Конституция вступила в силу, все члены ЕС должны ее ратифицировать решением парламентов или на референдумах.

Наиболее решительно против ратификации Евроконституции выступили французы («нет» сказали около 55 % пришедших на референдум). Французы голосовали против Конституции потому, что считают ее «слишком либеральной в том, что касается экономики» (40 % опрошенных) и опасаются дальнейшего расширения ЕС, в том числе вступления в него Турции (35 % опрошенных). По мнению 39 % опрошенных, текст Конституции должен быть пересмотрен. Рынки отреагировали на результаты референдума во Франции падением курса евро и котировок европейских ценных бумаг.

Президент Франции Ж. Ширак, выступая по национальному телевидению, заявил: «Большинством голосов вы отвергли Конституцию Европы. Это ваше суверенное право, и я принимаю его. Тем не менее наши амбиции и интересы тесно связаны с Европой. Франция, основатель Союза, остается, естественно, вместе с ЕС. В то же время решение Франции неизбежно создает непростой контекст для защиты наших интересов в Европе».

Следующий удар по европейской Конституции нанесли Нидерланды («нет» сказали более 60 % участвовавших в голосовании). Среди причин такого голосования на референдуме называют рост инфляции, высокие налоги (в расчете на душу населения голландцы вносят самый большой взнос в бюджет Союза), а также наплыв нелегальных иммигрантов, обусловленный «расширением Европы» (40 % населения Амстердама составляют иностранцы из неевропейских государств).

Великобритания, Польша, Ирландия, Дания и Чехия отложили проведение референдума.

Председатель Европейской комиссии Ж.-М. Баррозу так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Европа переживает трудный момент, но мы уверены, что она в очередной раз ответит на вызов. Мы ждем от политических лидеров решимости, видения перспективы, способности преодолевать трудности». Ряд политических деятелей европейских стран сохраняют оптимизм по поводу судьбы европейской Конституции. По словам Г. Шредера, находившегося тогда на посту канцлера ФРГ, неудача на референдумах – это «удар по конституционному процессу, но он не означает его конец».

Спустя полтора месяца после начала конституционного кризиса в Евросоюзе состоялся референдум в Великом герцогстве Люксембург (400 тыс. жителей). Когда более 56 % участников референдума сказали «да», журналисты назвали такое отношение к Евроконституции «лучом света» в нынешних европейских сумерках. Премьер-министр Люксембурга так охарактеризовал ситуацию: «На нас смотрит не только Европа, но и весь мир. Никогда еще маленькому народу не приходилось принимать такого важного решения».

Конечно, трудности, возникшие с утверждением Конституции, не означают общего кризиса Евросоюза, но, безусловно, замедляют интеграционный процесс. Ясно, что вопрос об окончательном утверждении европейской Конституции откладывается, как минимум, до 2007 г. В то же время дальнейшее расширение Евросоюза (на членство в Союзе претендуют Турция, Украина, страны Закавказья и др.), во всяком случае в ближайшее время, приостановлено.

Главное заключается в решении проблемы, которая вызвала критику Евроконституции со стороны многих граждан Франции, Нидерландов и других стран. Представления жителей этих стран о своем будущем, прежде всего в социально-экономической сфере, существенно расходятся с американскими стандартами либеральной политики, защитниками которых выступает значительная часть политической элиты стран Евросоюза. Именно поэтому в настоящее время широко обсуждается «план D» (что означает диалог и дебаты), выдвинутый премьер-министром Люксембурга Ж.-К. Юнкером. Цель его – восстановить контакт с гражданами, вернуть их доверие. Но это требует отказа от осуществленных в последнее время некоторых социальных мероприятий, прямо затрагивающих коренные интересы значительной части населения (изменение системы пенсионного обеспечения, организации здравоохранения и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Поиск
Разделы