Рынок. Особенности рыночных отношений

Какие рынки являются свободными и регулируемыми

Рыночные сделки различаются по характеру взаимодействия продавцов и покупателей. В связи с этим рынки бывают двух типов: а) свободными и б) регулируемыми.

А. На свободном рынке

покупатель может выбирать интересующие его товары из множества предлагаемых ему благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходной цене. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными от продажи деньгами по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.

Свободный рынок

дает покупателю и продавцу наибольшее количество экономических свобод: в выборе товаров, условий и участников сделок.

Между тем определение «свободный рынок» требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого. Свободным такой рынок является для его участников. Кроме того, он свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины нужно признать, что такая свобода имеет часто весьма неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими «правил игры» этот тип рынка получил нелестные названия – «дикий», «нецивилизованный».

О рынке, где царит беспредел и не признаются правила нравственного поведения, издавна говорилось:

Рынок – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать или обкрадывать друг друга.

Анахарзис, философ, VII в. до н. э.

Всё продается на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести.

Французская пословица.

Особо хвалят тот товар, который хотят поскорее сбыть с рук.

Гораций (65—8 до н. э.), римский поэт.

Чтобы лучше понять природу свободного рынка, надо иметь в виду, что товарно-рыночное хозяйство таит в себе глубокое противоречие. Ведь товаропроизводитель создает продукт, а продавец сбывает его на рынке как известно, не для себя, а для других людей. При этом покупатель хочет приобрести нужную вещь, в то время как продавец думает о том, как получить больше денег от рыночной сделки.

Подтверждением тому служат некоторые результаты выборочной проверки качества товаров, которую провело Минэкономразвития России (табл. 5.1).

Задачу разрешить противоречие между интересами продавцов и покупателей взяло на себя государство.

Тип свободного рынка был широко распространен в XV–XIX вв. Но в XX в. возник и стал развиваться новый тип рыночных отношений, который регулируется государством и правом.

Б. Правовое регулирование

рынка означает, что для его участников устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают участников рыночных сделок и наказывают виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора – средства регулирования рыночных отношений.

Таблица 5.1

Качество товаров, поступивших на потребительский рынок в России в 2003 г. (забраковано и снижено в сортности, в процентах от общего объема проинспектированных товаров)

В соответствии с юридическими законами регулированием занимаются органы государственного

В соответствии с юридическими законами регулированием занимаются органы государственного контроля и управления: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы финансово-кредитной политики государства.

Регулируемый рынок

предполагает применение государственными органами юридических норм, определяющих поведение участников рыночных сделок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы