Рыночная цена

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение слабо изменяется (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров. Следовательно, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для предвидения объема производства и продажи в зависимости от изменения цен.

Когда совпадают интересы покупателей и продавцов

Итак, нам удалось выявить регулирующее воздействие рыночной цены на спрос и на предложение, а стало быть, на экономическое положение отдельных покупателей и продавцов. Нами обнаружены два варианта такого регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая – проигрывает.

Первый вариант. Рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса, с другой – к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и сбыт товаров, получая больше дохода).

Второй вариант. Цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса, а с другой – сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).

Спрашивается, есть ли третий вариант, по которому экономические интересы продавцов и покупателей совпадают?

Вернемся к рассмотренным графикам законов спроса по цене (см. рис. 5.3) и предложения по цене (см. рис. 5.4). Если одновременно совместить кривые спроса и предложения, то на графике рис. 5.5 в точке пересечения этих кривых (Р) получим равновесие спроса и предложения.

Одновременно на рис. 5.5 обнаруживаются две зоны серьезных отклонений от рыночного равновесия. Первая из них (C2 – P – П2) – это область избытка нераспроданных товаров. Ее существование наносит ущерб выгоде продавцов. Вторая зона Ini – P – C1) – область дефицита (нехватки) товаров. Из-за такой нехватки страдают интересы покупателей.

Рис. 5.5. Установление равновесного количества предложения и спроса

Рис. 5.5.

Установление равновесного количества предложения и спроса

В противовес всему этому точка равновесия P свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов

Если из точки P опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке Кр определим равновесное количество. Оно показывает величину товарной массы (в данном случае количество яблок), которая удовлетворяет спрос покупателей и предложение продавцов.

Проекция точки P на ось ординат – точка Цр определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки.

Все сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необычными свойствами.

1.

Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Следовательно, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.

2.

В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезных вещей.

3.

На рынке не станет ни избытка товаров (количества, которое не может быть продано при данном объеме доходов населения), ни дефицита благ.

Итак, мы выяснили, что происходит, когда рыночная цена воздействует на спрос или предложение одного из участников рыночных сделок. Каждый человек может всегда лично убедиться, что он не в силах изменить установившуюся на рынке цену. Наоборот, его поведение как покупателя или как продавца каждый раз будет зависеть от уровня рыночной цены.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Поиск
Разделы