Свободная конкуренция

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу.

Русский писатель Александр Иванович Куприн в повести «Яма» так описал ценовую конкуренцию: «Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса бесплатный проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба».

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.

B чем состоят законы массовой конкуренции

Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле в условиях микроэкономики начинается массовая конкуренция, захватывающая всех участников рынка. Такая конкуренция разгорается при значительном отклонении рыночной цены, спроса и предложения от их равновесного состояния. Это происходит, как известно (см. рис. 5.5), когда образуется избыток нераспроданных товаров или их дефицит.

«Война всех против всех» на рыночной арене имеет следующие особенности. Прежде всего в ней участвует так называемая «критическая масса» участников рынка. Речь идет о таком числе собственников товаров и денег, которые могут – через массовый спрос и массовое предложение – воздействовать на уровень рыночной цены.

Массовая конкуренция отличается еще и тем, что конкурентное сражение ведется, образно говоря, на трех фронтах:

среди продавцов, которые стремятся выгодно продать товар и одновременно не упускают возможности «отбить» покупателей у своих соперников;

среди покупателей, которые заинтересованы приобрести продукты по выгодной цене и вместе с тем готовы потеснить других претендентов на нужный им товар.

Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первые стремятся продать свои изделия подороже, а вторые – купить вещи по низким ценам. Теперь стоит задуматься над вопросом: кто же выиграет сражение?

Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Преследуя общие интересы, победители в течение определенного времени не конкурируют друг с другом, но затем вновь вступают в борьбу за свои частные интересы.

Какие законы рынка приводят в движение изменяющиеся цены?

В предыдущей главе мы установили закон цены по массовому спросу (см. рис. 5.6): если массовый спрос на какой-то товар возрастает, то рыночная цена повышается. Однако удорожание продукта противоречит интересам покупателей. Каждый из них начинает уменьшать свой спрос, чтобы понизить цену. Обострившаяся конкуренция среди покупателей ведет к распаду их единства. Достигнутая ранее высокая рыночная цена по спросу начинает снижаться и опускается до уровня равновесной цены.

Перейти на страницу: 1 2 3

Поиск
Разделы