Абсолютная монополия

- достигает большей эффективности производства за счет увеличения его масштабов;

- «забивает» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

К искусственным монополиям относятся картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке; они договариваются о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; за участниками объединения сохраняется собственность на материальные условия хозяйствования, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Рис. 6.1. Виды монополий

Рис. 6.1.

Виды монополий

Итак, мы можем наглядно представить все виды монополий на рис. 6.1.

Все указанные на рис. 6.1 виды монополий получили наибольшее развитие на рубеже XIX–XX вв. Они имеют общий признак – неограниченную рыночную власть. Это означает исключительное господствующее положение на рынке одного продавца, обладающего подавляющей массой товаров. Нередко монополии получали различные льготы и привилегии (исключительные права, преимущества) со стороны государства.

Устанавливая абсолютную монополию, объединения предприятий делают это ради установления выгодных им рыночных цен.

Как монополии устанавливают рыночные цены

Абсолютные монополии коренным образом изменяют весь процесс образования рыночной цены. Во-первых, мы знаем, что небольшое предприятие не в состоянии влиять на рыночную цену. В противоположность этому монополия сама устанавливает такую цену. Во-вторых, предприятия-монополисты своеобразно используют в своих интересах законы, выражающие зависимость рыночной цены от массового предложения и от массового спроса. Здесь можно отметить три варианта монополистического ценообразования.

Первый вариант. Абсолютные монополисты в своих интересах используют закон рыночной цены по предложению (см. рис. 5.7). Они намеренно уменьшают продажу своих товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка товаров ведет к росту цены по предложению. Так, в 1990-е гг. нередко в России и других странах предприятия-монополисты, производящие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него увеличить свою монопольно высокую цену.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые монопольные цены на более высоком уровне. При этом крупная фирма следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы