Новые взаимоотношения участников рынка в XX–XXI столетиях

Почему и как государство регулирует структуру рынка

Еще на рубеже XIX–XX вв. сильно обострилось противостояние свободной конкуренции и абсолютных монополий. Оно переросло в такое их соперничество, которое напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей.

Кто же смог одержать победу в этой схватке?

Чтобы найти правильный ответ на данный вопрос, важно учесть следующие важные обстоятельства.

1.

Конкуренция и монополия не могут существовать друг без друга. С одной стороны, если производство и продажа определенного продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, то это вызывает стремление их соперников получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

2.

Конкуренция предполагает поиск лучших способов хозяйственной деятельности, в том числе более эффективной техники, технологии и организации производства. Поэтому ее положительные качества проявляются в том, что конкурентная борьба служит двигателем экономического прогресса.

Сила конкуренции проявляется в том, что она проникает во все виды хозяйственной деятельности. Соперничество не обходит стороной даже монополии. Так, конкурентные столкновения происходят: а) внутри монополий при разделе общего дохода между монополистами; б) между монополиями за захват природных ресурсов, большего рыночного пространства и др.

Сила монополий – в их способности совершенствовать кооперацию и разделение труда, технику и технологию, получая возрастающий экономический эффект от расширения масштабов производства.

Значит, победа только конкуренции или монополии неизбежно приведет к потере указанных преимуществ.

3.

В ХХ в. свободная конкуренция единоличных товаровладельцев, как известно, в основном исчерпала свои исторические возможности. Конкурирующие между собой мелкие частные товаровладельцы утратили свою былую экономическую и рыночную власть. Чтобы использовать новейшие технологии, ныне требуется намного больше денежных средств, чем имеют небольшие фирмы.

Вместе с тем абсолютные монополии, полностью исключающие конкуренцию, теперь не могут успешно хозяйствовать. Как известно, эти монополии утвердили свое рыночное господство в начале XX в. Тогда полный захват рыночного пространства давал им возможность получать монопольно высокий доход даже путем снижения объема производства. Но подобные монополии уже не могли выжить во второй половине XX в. – в условиях научно-технической революции и жесткой глобальной конкуренции. Более того, вопреки своему желанию, они оказались втянутыми в резко обострившееся соперничество с другими крупнейшими предприятиями зарубежных стран. В итоге абсолютные монополии перестали соответствовать своему названию.

Итак, мы пришли к неожиданному выводу. На рубеже XX–XXI вв. в «перетягивании каната» победителями не стали ни свободная конкуренция, ни абсолютная монополия.

4.

В XX в. в западных странах государство приняло решительные меры по ликвидации и ограничению абсолютного монополизма и по поддержке конкуренции, правда, не в варианте нецивилизованного свободного рынка, а в регулируемом виде (без нарушения прав конкурентов).

Регулирующая деятельность государства проявляется: в ограничении монополизации рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890 г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60 %; в запрещении слияния конкурирующих компаний. Такое объединение усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, законодательство не приостанавливает процесс централизации в сфере производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения); в запрещении установления монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и др.); в сохранении и поддержании конкуренции в цивилизованных формах (т. е. запрещены «нечестные» способы соперничества – демпинг, применение фальшивой рекламы продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.)

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы