Новые взаимоотношения участников рынка в XX–XXI столетиях

Все большее сближение конкуренции и монополии вполне естественно привело к образованию необычных форм их сочетания.

Конкуренция и монополия, как они соединяются

Речь здесь не идет о сочетании свободной конкуренции и абсолютной монополии, которые полностью исключают друг друга. Имеется в виду соединение регулируемых государством и правом взаимоотношений участников рынка в необычных формах: 1) монополистической конкуренции и 2) олигополии. О новом состоянии рыночных связей дает представление табл. 6.2.

В 1990-е гг. Всемирный экономический форум (международная организация) составлял рейтинг глобальной конкуренции для 53 стран. При этом принимались во внимание следующие факторы: открытость экономики, эффективная политика государства, состояние финансов, технология, развитость инфраструктуры, менеджмент, трудовые отношения, роль экономических организаций. В 1998 г. рейтинг (место по количеству набранных очков) всемирной конкуренции был определен так: 1-е место – Сингапур, 2-е – Гонконг, 3-е – США, 4-е – Великобритания, 5-е – Канада, 6-е – Тайвань, 12-е – Япония, 18-е – Южная Корея, 22-е – Франция, 24-е – Германия, 28-е – Китай, 41-е – Италия, 50-е – Индия, 51-е – Зимбабве, 52-е – Россия, 53-е – Украина.

Таблица 6.2

Формы сочетания конкуренции и монополии

Фирма, участвующая в монополистической конкуренции, создает легальную монополию,

Фирма, участвующая в монополистической конкуренции, создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение на различные формы) товаров – придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи). В итоге на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов. Они борются за качество изделий, прибегая к рекламе.

Монополистическая конкуренция

– вид рыночной состязательности, в которой участвует большое число продавцов и покупателей при значительном разнообразии однородных товаров, продаваемых по разным ценам.

«Монополистическая конкуренция – довольно распространенное явление. Стоит только пробежаться вдоль полок супермаркета и вы увидите поистине ошеломляющее разнообразие хлопьев для завтраков, шампуней, свежезамороженных продуктов. Несколько сот журналов в газетном киоске являются примером монополистической конкуренции, так же, как и пятьдесят или больше марок персональных компьютеров. Этот список можно продолжать бесконечно».

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.

Иначе монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Здесь сосредоточивается небольшое количество крупных фирм, которые производят и продают стандартизированные (соответствующие единым нормам и требованиям) или дифференцированные товары. Так, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60 % всей продукции.

Олигополии серьезно ограничивают проникновение конкурентов на рынок своих товаров посредством создания барьеров для больших вложений капитала в производственное оборудование, значительного эффекта от расширения масштаба производства, высокого уровня техники и технологии.

Олигополии стремятся получить наибольшие доходы путем повышения цен. Они нередко различными способами («лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные законы и добиваются роста рыночных цен или по крайней мере поддерживают выгодные им цены.

Однако сильная конкуренция не позволяет повышать цены в течение длительного периода. В ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос – неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается усиление воздействия научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросшая общественная роль и значимость торговой рекламы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы