Новые взаимоотношения участников рынка в XX–XXI столетиях
Олигополия
– форма сочетания монополии и конкуренции, при которой несколько крупных производителей определенного товара договариваются о повышении цен для получения наибольшего дохода.
Подведя итоги процесса развития конкуренции и монополии на рубеже XX–XXI столетий, мы можем представить современное состояние взаимоотношений участников рынка. Для него характерны:
В США в 1980—1990-е гг. четыре крупнейшие фирмы имели долю в общем выпуске, например, жевательной резинки – 96 %, домашних стиральных машин – 93, электролампочек – 91, меди – 81, домашних холодильников и морозильников – 85, алюминия – 74, самолетов – 72, домашних пылесосов – 69, телефонов – 63 %.
1) сравнительно небольшие масштабы свободной конкуренции;
2) острое противоборство монополий с аутсайдерами (независимыми мелкими и средними хозяевами);
3) соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках;
4) монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии;
5) государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах.
Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка:
ни свободной конкуренции, ни абсолютной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдается в России.