Россия: от государственной монополии к современному конкурентному рынку

Еще до начала рыночных преобразований в нашей стране профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: «Те, кто говорят… о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить». Наверное, учиться в этом деле разумнее всего было бы на чужих ошибках, а не на своих.

Под предлогом перехода к свободному рынку в январе 1992 г. была провозглашена либерализация цен (их освобождение от государственного контроля). На самом деле начался беспредельный рост цен: только в 1992 г. потребительские цены подскочили в 26 раз. Реформаторы утверждали, что либерализация цен создаст рынок, который начнет регулировать всю экономику, упорядочивая ее развитие. Но инфляция уподобилась сказочному джину, которого выпустили из бутылки, и он доставил массу неприятностей и бед населению.

Не случайно в середине 1990-х гг. государство вынуждено было заниматься совершенствованием рыночных отношений. В частности, были приняты следующие меры:

- усилено регулирование рыночных отношений посредством разработки множества правовых норм и законов. Это способствует переходу к регулируемому и цивилизованному рынку;

- стала решительно проводиться антиинфляционная политика. Темпы инфляции снизились с 230 % в 1995 г. до 112 % в 2003 г.

Создание рынка, соответствующего современным требованиям, предполагает осуществление ряда других мер:

- полностью развить всю систему рынков, включая рынки оптовой торговли средствами производства, недвижимости, ценных бумаг;

- усилить контроль за монополистическим ценообразованием;

- шире применять цивилизованные формы конкуренции;

- способствовать более быстрому развитию мелких и средних предприятий. Они могут создать ту необходимую массовость, которая позволяет развиваться рынку по его собственным законам.

Рассмотрение отмеченных здесь и других путей совершенствования рыночной системы будет продолжено в других главах учебника. Краткие обобщения и выводы

1.

Истории давно известны два основных вида взаимоотношений между продавцами и покупателями – свободная конкуренция и абсолютная монополия. Они противоположны между собой по численности продавцов и покупателей; барьерам и свободе входа на рынок и выхода из него; участию товаровладельцев в контроле над ценами.

2.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Свободная конкуренция предполагает: наличие на рынке множества мелких товаровладельцев; их неограниченный доступ на рынок и выход из него; неучастие частных собственников в контроле над рыночной ценой.

3. В условиях микроэкономики мелкие товаровладельцы вынуждены учитывать равновесную рыночную цену; стремятся производить товары по более низкой индивидуальной цене; ведут между собой ценовую конкуренцию.

4.

При значительном отклонении рыночной цены, спроса и предложения от их равновесного состояния развивается массовая конкуренция. В ней участвует критическая масса участников рынка. Конкуренция среди массы покупателей вызывает, в конечном счете, снижение рыночной цены к уровню равновесной цены. Конкуренция среди массы продавцов заканчивается повышением рыночной цены к уровню равновесной цены. В итоге массовая конкуренция выступает регулятором рыночной цены.

5.

Монополия представляет собой крупного товаровладельца, который обладает рыночной властью, используемой им для своего обогащения. Монополии различаются по степени охвата рынка (абсолютная монополия), по причинам возникновения и характеру (легальная, естественная и искусственная монополия).

6.

Абсолютные монополии сами устанавливают рыночные цены (монопольно высокие, монопольно низкие и «ножницы цен»). Абсолютные монополии для укрепления своей рыночной власти применяют крайние меры в борьбе с конкурентами (хозяйственный бойкот, демпинг, ограничение продаж, маневрирование ценами и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3

Поиск
Разделы