Коммерческое предпринимательство
- ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле);
- вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);
- целеустремленность (ясно выражает цели, видит перспективы);
- стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);
- систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений);
- способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи;
- самоуверенность (стремится к независимости от правил и контроля других людей, верит в свою способность выполнять трудные задачи).
Одни из перечисленных качеств предпринимателя – врожденные свойства людей, другие – результат развития природной одаренности, а третьи – следствие обучения и практического опыта.
«…Мелкий предприниматель прославляется как человек строгой независимости. То, что эта независимость часто ограничена как в принципе, так и на практике упорной борьбой за выживание, остается незамеченным… Он может смотреть прямо в глаза любому человеку. Остается незамеченным, что часто это только осторожность, конформизм, угодливость, даже раболепие человека, чье благополучие находится во власти его покупателей».
Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества.
Ну, а кто никак не может заниматься предпринимательской деятельностью? Специалисты выявили группы людей с отрицательными психологическими характеристиками и образно назвали их так:
- флюгер (изменяет избранному пути, не доводит до конца создание нового предприятия);
- простак (с упрощенным взглядом на сложные процессы; по его мнению, любую фирму можно создать «в два счета»);
- недотрога (мнителен и боится, что кто-то украдет его идеи);
- знайка (хорошо теоретизирует, но полностью оторван от практики);
- аккуратист (строго следит за порядком);
- философ (излишне мечтателен, топит дело в словах);
- изобретатель (настолько увлечен изобретательством, что это идет во вред предпринимательской деятельности);
- инопланетянин (не имеет соответствующих реальностям мотивов и целей для организации собственного бизнеса).
Вряд ли можно усомниться, что по своим личным психологическим и другим качествам далеко не все люди способны быть преуспевающими предпринимателями. Как показывает мировой опыт, такими бизнесменами становятся примерно 1/10 всех работающих.
Из всего сказанного еще не вполне ясно: каким образом предприниматель получает свой доход – прибыль?