Государственное перераспределение доходов. Регулирование государством социальных отношений

Между тем проведенное здесь разграничение двух типов благ и услуг на платные и бесплатные не является безусловным. Что касается частных собственников, то для них характерна продажа своих товаров за деньги. Государство же предоставляет гражданам полезные вещи и услуги бесплатно далеко не во всех случаях. Оно, во-первых, не может перейти на бесплатное обеспечение всего населения множеством благ и услуг из-за своих сравнительно ограниченных материальных и денежных средств. Главное же, во-вторых, состоит в следующем. Имеющиеся у него ресурсы государство затрачивает на обеспечение экономической безопасности тех, кто по объективным причинам еще не трудится или уже не работает.

Примечательно, что, например, принадлежащие государству театры и кинотеатры продают билеты каждому желающему побывать там. В то же время государственный городской транспорт предоставляет детям и пенсионерам свои бесплатные услуги.

Tаким образом, в промышленно развитых странах новая стоимость подвергается первичному и вторичному распределению. Tакое сочетание распределения, происходящего на уровне микроэкономики, с государственным перераспределением в макроэкономике существенно изменило социальные условия жизни всех слоев населения. В таком случае спрашивается: как оценить новое состояние социальных отношений в современном обществе?

«Индивидуальные блага… производятся в виде достаточно малых единиц, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Но существуют так называемые общественные, или социальные блага, которые рыночная система вообще не стала производить, потому что их характеристики противоположны характеристикам индивидуальных благ… Люди могут покупать на рынке гамбургеры, компьютеры и автомобили, но не авианосцы, скоростные автострады, космические телескопы и системы управления воздушным транспортом».

Макконнелл К., Брю С. Экономикс.

Эффективно ли новое распределение доходов

В социально ориентированной экономике возникает новая направленность социального развития общества. Возникают следующие основные перемены в этом отношении.

Первая перемена. Государство контролирует и не допускает социально опасного соотношения между условиями жизни занятых и не занятых в экономике слоев общества. Оно использует часть новой стоимости, производимой в микроэкономике, для определенного выравнивания жизненных условий богатых и бедных групп населения. С этой целью создается система социально-экономической безопасности всех граждан.

Вторая перемена. Известные нам положительные последствия распределения новой стоимости в микроэкономике органически (неразрывно) связаны с ее государственным перераспределением, что в корне изменяет социальную структуру общества.

Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса (по уровню получаемых доходов): 1) богатый (10–15 %), 2) средний класс – 70–80 % и 3) бедный – 15–20 %. В случае опоры на средний класс обеспечивается наибольшая социальная устойчивость общества.

Третья перемена. Самые благоприятные условия экономического и социального развития, достигнутые в западных странах, позволили им добиться наивысшего в мире уровня по количеству и качеству социальных затрат и соответствующих результатов.

В Организации Объединенных Наций исчисляется обобщающий показатель – индекс человеческого развития.

Этот показатель дает обобщающую сравнительную характеристику качества жизни населения. При этом учитываются величина ожидаемой продолжительности жизни, достигнутый уровень образования и доходы населения. Величина этого индекса определяется как средняя арифметическая из индексов уровня образования, доходов (валового внутреннего продукта) и продолжительности жизни населения. Чем ближе значение данного показателя к единице, тем выше развитие человеческого потенциала (возможностей) в данной стране.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Поиск
Разделы