Потребительский кризис в США

Рисунок 2. Поквартальное изменение роста финансовых обязательств населения США

Рисунок 2. Поквартальное изменение роста финансовых обязательств населения США

Наконец, все тот же развивающийся обвал на жилищном и фондовом рынках, в сочетании с сокращением рынка труда, наконец-то отрезвил население и оно, похоже, в основной массе возвращается к практике сбережений на черный день. Как я уже сказал выше, растрата сбережений в 2007, скорее всего, прекратилась. И если считать, что в 2008 люди действительно крепко испугаются и будут хотя бы так же осторожны, как и в 2001 - после дотком кризиса, то годовой рост сбережений может прыгнуть выше 2% к располагаемым доходам и перевалить за $210 млрд.

Суммируя, все сказанное, получается, что совокупный объем средств, который будет направлен на потребление в 2008, составит $10,500 млрд. располагаемых доходов + $400 новых кредитов - $210 млрд. сбережений, что равняется всего $10,690 млрд. против прогнозных $11,052.3 млрд. в 2007. Это сокращение номинального объема потребительских расходов на 3.3%! Первое сокращение за все время после Великой Депрессии.

И тут не помогут даже $150 млрд. подарков от Деда Мороза, в смысле от Дж. Буша, которые он обещает разослать осенью, поскольку больше 2/3 населения собирается либо пустить их на выплату кредитов, либо отложить на черный день. Если честно, то я вообще не вижу вариантов серьезного увеличения приведенных выше цифр потребительских расходов, даже если ФРС снизит ставку до 0%. Чтобы люди снова начали набирать и тратить на всякую дурь кредиты, им, во-первых, требуется где-то взять залог, а большая часть их имущества - это дома, которые и так уже под залогом, да еще и дешевеют как из ведра, а во-вторых, им нужно подсунуть новый чрезвычайно простой и очень заманчивый лохотрон, вместо сдохших пузырей недвижимости и фондового рынка. А это, между прочим, не так-то просто сделать, особенно за несколько месяцев.

Таким образом, США сегодня на всех парах влетают в полномасштабный потребительский кризис, которого ни разу еще не видели после Второй Мировой. Причем провал в это состояние произойдет еще до конца апреля, поскольку март-апрель - это время уплаты персональных налогов и в этот период у людей точно не будет лишних денег на побрякушки. Кстати, если кто-то считает уплату налогов пустяком, то напомню, что первый обвал цен на рынке жилья США начался в апреле 2006, а окончательный разворот тренда недвижимости - в марте 2007. И это случилось явно не от переизбытка свободных денег у населения. Самым же недоверчивым напомню, что уже в феврале розничные продажи в США упали на 0.6% - ниже номинальных объемов сентября-октября 2007, а про ничтожные объемы продаж домов мне уже даже упоминать неудобно.

Масштабное сокращение потребительских расходов, естественно, в первую очередь коснется не китайских трусов и техасских бифштексов, а товаров долговременного пользования - мебели, электроники, автомобилей и пр. (кстати, преимущественно, американского производства), домов, разной бессмысленной фигни, которую американцы сами не знают, зачем покупают, а также сектора потребительских услуг - общепита, развлечений, медицины, образования, туризма и т.п. Естественно, что почти во всех секторах, где начнется снижение потребления, произойдет ужесточение конкуренции и компании, чтобы выжить, начнут агрессивное снижение розничных цен. А поскольку снижение потребления коснется большинства сегментов американской экономики, то, в целом, на потребительском рынке рост цен резко затормозится и даже может уйти в отрицательную зону еще до начала кризиса перепроизводства в конце лета. Я не знаю, как это будет называться на птичьем языке финансовых властей США, но вам я по секрету скажу термин, который будет точно описывать начавшийся период - "дефляционная депрессия".

Здравствуй, новый 1929.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Поиск
Разделы