Налоговая система

В итоге мы обнаруживаем обратно пропорциональную зависимость между уровнем ставки налога и суммой облагаемого дохода, с одной стороны, и с другой – величиной лично располагаемого дохода работников и возможностями сбережения денег и накопления капитала. Чем выше ставка налога, тем тяжелее налоговое бремя работников и предпринимателей.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60—70-х гг. XX в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», массовое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база – заработная плата и прибыль.

Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рис. 9.5).

Было теоретически доказано: ставка налога в 50 % Но является оптимальной (наилучшей). В таком случае достигается максимальная сумма налогов Нм. При ставке налога выше Но резко снижается деловая активность предприятий и работников. При ставке налога, близкой или равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Рис. 9.5. Кривая Лаффера

Рис. 9.5.

Кривая Лаффера

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50–70 %.

Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (72 %), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

В течение 80-х – начале 90-х гг. XX в. в ведущих странах Запада проводились налоговые реформы. Их цель – ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли фирм, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.

Кстати, с самого начала экономических преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85–90 %), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно стала широко развиваться теневая экономика (укрывательство работников и предпринимателей от уплаты налогов).

С начала XXI в. в стране проводится налоговая реформа. Вместо множества федеральных законов и других законодательных постановлений с 2001 г. введен новый Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрены следующие предписания и нормы.

- Отменено налогообложение физических лиц по совокупному годовому доходу и прогрессивной налоговой ставке. Для всех физических лиц налоговая ставка установлена на самом низком уровне – 13 %.

- Несколько снижены ставки налогов на доходы предприятий.

- Отменяются неэффективные налоговые льготы.

- Расширены основания для освобождения от налогообложения (вычеты многих затрат на лекарства и другие нужные блага для наименее обеспеченных лиц).

- Существенно облегчается налоговое бремя для мелкого предпринимательства.

Все эти и другие меры благотворно сказываются на состоянии «налогового климата» в стране, способствуют прогрессивному развитию государственной экономики. ! Краткие обобщения и выводы

1.

Первичное распределение доходов в микроэкономике благоприятно влияет на социально-экономическое развитие общества: материально заинтересовывает всех участников производства в создании и увеличении новой стоимости; вознаграждает количество и качество труда; обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы и др.

2.

Первичное распределение новой стоимости имеет серьезные недостатки, связанные с нарушением социальной справедливости. Оно фактически исключает из числа получающих экономические блага почти половину населения страны.

3.

Со второй половины XX в. в развитых странах Запада государство стало регулировать социальные отношения в целях улучшения условий жизни населения. Все граждане стали по закону наделены основными социальными правами и свободами. Государство способствует удовлетворению наиболее значимых потребностей всего населения. Оно оказывает материальную помощь гражданам, которые нуждаются в содействии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Поиск
Разделы