Государственные долги

Рассуждая чуть глубже, - Центробанк вообще не является элементом экономики. Он представляет собой "несистемный элемент". Только в нем деньги появляются из "ниоткуда" и исчезают в "никуда". Все эти "фонды национального благосостояния", есть не более чем умозрительная фикция. Поэтому 26-я статья закона о Центральном Банке России :

"Статья 26. После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации."

Не имеет никакого смысла. Не может быть "прибыли" или "убытков" у учреждения который создает деньги из пустоты и туда же их сбрасывает. Эти понятия для него просто бессмысленны. Как запах в геометрии. Он "вне системы". (Он стоит на границе. С философской точки зрения, - Фридмон . Точка-ворота в другую бесконечность.)

Поэтому даже требованием возврата кредитного процента в экономику через бюджет можно пренебречь. Задача "Идеального Центробанка" после получения налога, - ("процента за кредит") его "уничтожить". И в то же время предоставить государству в бюджет денежную массу которая будет соответствовать объемам торговых обменов экономики в данный момент времени. Она может быть как больше собранного процента (при растущей экономике) так и меньше (при падении производственной активности). Либо быть равной. Денежная масса должна соответствовать "объему крови" для "организма экономики". Если организм растет, количество "крови" должно изменяться сообразно его росту. (организм не сможет расти, если объем его крови будет оставаться на уровне ребенка. Можно конечно менять цены, но коррекции цен проходят намного более болезненно для субъектов экономики, чем изменение объемов денежных масс. (да и невозможны, в условиях кредитного образования денежной массы. Кредит то надо вернуть. А при меньшем масштабе цен это сделать невозможно. Просто не заработаете нужную сумму на продаже своих товаров.) И в краткосрочной перспективе всегда приводят к перекосам.) Поэтому любые привязки денег (к золоту, нефти, электроэнергии) не могут выдать такого соответствия. Вы не найдете такого товара, объемы которого будет изменяться строго с потребностями экономики, да это и не нужно. Ничто кроме грамотного подсчета и планирования не подгонит денежную массу к потребностям экономики. Такой Центробанк конечно не уберет стремление экономических субъектов к "самовозбуждению" и отраслевым перекосам, но по крайней мере сможет отслеживать объемы денежной массы в ней. (Он просто решит одну из принципиальных проблем)

Но вернемся к "Госдолгу".

Необходимо также четко понимать, что государственный долг развитых стран (government debt) полностью "секъюритизирован", т. е. в его структуре отсутствуют займы, полученные от других кредиторов, в том числе международных финансовых организаций (что характерно для развивающихся стран).

Например: структура государственного долга по валютам обязательств для стран большой семерки G-7 (2004 год)

Страна

Доля обязательств

в национальной валюте, %

Доля обязательств

в иностранной валюте, %

Великобритания

98

2

Германия

98,5

1,5

Франция

100

Италия

92

8

США

100

Канада

95,4

4,6

Япония

100

Как видите практически полностью этот долг состоит из их собственной национальной валюты. Мало того, что им удобно управлять, но и в случае чего, его ведь всегда можно "отдать". Ведь эмиссионный центр находится внутри страны. Допустим для США, - "Мы у Вас брали в долларах? Получите! Ну а что стоит уже подешевле… так мы ничего не обещали".

А вот, к примеру, для Украины это звучит уже немного иначе. "Вы у нас брали в долларах? Так будьте добры вернуть в них же!"

И Украина уже не может напечатать "доллар" как "гривну". Она обязана выйти на внешний рынок, - продать "чего-нибудь нужное" (Возможно и всю себя, если вдруг доллар подорожал, а гривна упала. А она обязательно упадет, если "внешний кредитор" не рефинансирует в очередной раз обязательства страны (или выданные кредиты частным фирмам) и страна должна будет где-то взять валюту для внешнего платежа которой у нее нет. Она ведь ушла в оплату того, для чего брался кредит.), купить там полновесный доллар, и только так она может его вернуть.

Тут очень важно понимать, что в случае возникновения реального требования по возврату "долларового" долга гривна автоматически проваливается в "тар-тарары", так как в самой стране доллара ничтожное количество и печатать его самостоятельно страна не умеет. А "золотовалютные резервы" Нацбанка представляют собой в основном "ценные бумаги" номинированные в долларах, - но не сами доллары. Сроки погашения этих бумаг наступят в неблизком будущем (если еще не лопнут те финансовые институты, которые их эмитировали.), а платить нужно сейчас.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Поиск
Разделы