Уравнение обмана

Отметим еще один небольшой нюанс. В условиях золотого стандарта финансовая система не создает нового "богатства" – вкладчики банков передают на время свою "покупательную способность" заемщикам банков. Несмотря на многократное расширение депозитов (расширение денежной массы из-за денежного мультипликатора) покупательная способность заемщиков банка всегда ниже покупательной способности вкладчиков банка, что следует из балансового равенства, описывающего работу банка. В условиях кредитной эмиссии финансовая система создает новое "богатство" из ничего. Термин "финансовая индустрия" не так глуп, как кажется на первый взгляд. Но по непонятной причине в монетарной теории не делается различия между деньгами в функции "богатства" и деньгами в функции "средство обращения".

Вообще-то, это типичная ошибка начинающей девушки-бухгалтера – путать "просто деньги" и прибыль.

Вторым основополагающим принципом монетаризма является предположение о том, что рыночная экономика представляет собой идеальный саморегулирующийся механизм. Для работы этого механизма требуется единственное внешнее воздействие – управление денежным обращением.

Мудрое управление денежной массой в сочетании с эгоизмом торгашей позволяет найти оптимальное решение сразу трех задач:

а) Общество в целом получает максимальный уровень сбережений, т. е. имеет ресурсы для дальнейшего развития;

б) Цены на товары и услуги минимальны для потребителей;

в) Ассортимент и качество товаров и услуг, уровень удобств, предлагаемых потребителям, максимален.

Решение этих задач ищется при условии, что уровень налогов в экономике высок, поскольку высоки расходы на содержание государственного аппарата и населению предоставлен широкий спектр социальных гарантий – пособия по безработице, медицинская страховка, пенсионное обеспечение и пр.

Совершенно очевидно, что задачи, поставленные перед рыночным механизмом, внутренне противоречивы.

Если промышленность страны одновременно выпускает многие десятки различных марок автомобилей, будет достигнут максимальный выбор для потребителей. Но одновременно вырастут и издержки (увеличатся цены и сократятся сбережения) – для каждой новой модели нужно разрабатывать и изготовлять новую технологическую оснастку, а старую, не выработавшую свой ресурс, выкидывать на помойку. Нужно тратить деньги на рекламу и продвижение новой модели. Если ставится задача обеспечить минимальную цену для потребителя в условиях недостатка ресурсов, следует выпускать одну модель, но гигантскими тиражами – например, "Форд-Т" или "Фольксваген" – "жук". Разнообразие это очень хорошо, но вопрос в том, может ли общество позволить себе эту роскошь.

СЗМ могут себе это позволить исключительно по той причине, что воруют ресурсы других стран. Формальными бухгалтерскими проводками создаются деньги, за которые работают другие народы. Официально этот процесс называется "управление денежным обращением".

( написано 10.03.2008, опубликовано 10.03.2008)

Перейти на страницу: 13 14 15 16 17 18 

Поиск
Разделы