Уравнение обмана

Капитализм отвратителен по другой причине – капиталисты – отвратительные инвесторы. Конечно, каждый капиталист рачительный хозяин, который сумеет заставить наемных работников вкалывать до седьмого пота. Но конкуренция между капиталистами приводит к тому, что сбережения используются крайне неэффективно, а часто просто во вред обществу.

Допустим, в городе N имеется два предприятия по производству гробов и оказанию ритуальных услуг. Эти предприятия полностью перекрывают потребности города в данном виде сервиса. Но в один прекрасный момент, некто взял кредит и открыл третье предприятие такого же профиля. Возникает интересный вопрос – вырастет ли ВВП города N?

C одной стороны, в натуральном выражении, объем услуг остался прежним – этот объем зависит от смертности в городе, а не от количества похоронных бюро. Рекламные технологии пока не позволяют существенно повысить уровень смертности населения. Можно, конечно, отстреливать состоятельных горожан, но нет никаких гарантий, что их трупешники достанутся нам, а не нашим конкурентам.

Но, с другой стороны, издержки в этом секторе бизнеса выросли. Издержки делятся на постоянную и переменную часть. Если издержки каждой конторы составляют c+v*D, где D- количество клиентов, то издержки 3-х контор составят 3*с+v*D. Либеральные экономисты скажут, что цены на ритуальные услуги упадут – предложение увеличилось, а спрос остался прежним. Но мы с Вами психически здоровые люди, и понимаем, что так не бывает. Раз выросли издержки, вырастут и цены – если они и упадут, то потом, в острой стадии кризиса перепроизводства. Взамен покойники города N получат значительное улучшение качества предоставляемых услуг и широчайший ассортимент ритуальных товаров. Появятся гробы самой необычной формы и самых знойных расцветок – погребальные конторы наймут модных дизайнеров. Можно будет купить гроб с кондиционером, а можно - гроб на колесиках с двигателем в 800 лошадиных сил. Многочисленные менеджеры и рекламные агенты будут предлагать беременным женщинам заключать эксклюзивные договора на погребение их будущего ребенка прямо сейчас, до его рождения, с зачислением денег на накопительный погребальный счет. В дело вступят маркетологи и финансисты - они придумают системы оптовых скидок и различные бонусы клиентам. Со временем погребальные счета секьюритизируются и начнут котироваться на биржах, в результате чего спекулянты получат прибыль.

Так что ВВП города N вырастет. Но при этом сократятся сбережения жителей. Те ресурсы, которые могли бы пойти на фундаментальные научные исследования, образование, развитие технологий и производства ушли на улучшение качества смерти. А в качестве дополнительных бонусов общество получило массовое обыдлячивание людей и потребительский идиотизм.

Если мой пример Вас не убедил, давайте сравним эффективность экономики СССР и РФ в благородном деле производства мяса и мясопродуктов.

Должен Вам сообщить, что в СССР не было такого понятия, как торговая наценка. Считалось (думаю, что вполне обосновано), что прибыль может возникать только в сфере материального производства, а в сфере обращения возникают лишь издержки и неизбежные потери, связанные с транспортировкой товара, его фасовкой и пр. По этой причине МПК предоставляли предприятиям торговли розничного и оптового звена торговую скидку, т. е. из своей прибыли компенсировали их издержки. На мясные продукты торговая скидка составляла в общей сложности 4 (Четыре) процента от заводской отпускной цены. (Заводская отпускная цена была равна государственной розничной цене.)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Поиск
Разделы